Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Ревизия и аудит. Часть 1 - Органы государственного контроля и их функции (2)

Индекс материала
Ревизия и аудит. Часть 1
Нормативные документы (2)
Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений
Организационные формы и виды контроля
Организационные формы и виды контроля (2)
Органы государственного контроля и их функции
Органы государственного контроля и их функции (2)
Органы ведомственного контроля и их функции
Органы ведомственного контроля и их функции (2)
Координация контрольной деятельности
Понятие аудиторской деятельности
Аудитор, аудиторские организации
Независимость аудиторов. Договор оказания аудиторских услуг
Права, обязанности и ответственность аудиторов
Права, обязанности и ответственность аудируемого лица
Аудиторское заключение
Аудиторское заключение (2)
Аудиторская тайна. Контроль качества работы аудиторов
Аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора
Планирование аудиторской деятельности
Рабочая документация аудитора
Понятия уровня существенности риска в аудите
Понятия уровня существенности риска в аудите (2)
Все страницы

 

Основными задачами контролирующих органов в ходе проверок субъектов хозяйствования являются:

- проверка соблюдения законодательства Республики Беларусь;

- выявление и пресечение злоупотреблений и других правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам государства;

- проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;

- проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в государственный бюджет и государственные фонды налогов и неналоговых платежей;

- проверка соблюдения правил экологии, промышленно-бытовой санитарии и пожарной безопасности, условий эксплуатации объектов повышенной опасности, соблюдения лицензионных требований;

- защита прав, свобод, законных интересов, собственности граждан, общества, государства от преступных посягательств.

В целях координации деятельности контролирующих органов Указом Президента Республики Беларусь № 673 от 15.09.99 г. образован Совет по координации контрольной деятельности, который должен обеспечить выполнение решений президента, координировать деятельность контролирующих органов, организовывать совместные проверки хозяйствующих субъектов, проводить анализ итогов контрольной деятельности.

Основные функции Комитета государственного контроля:

1) контроль исполнения законов Республики Беларусь, постановлений Верховного Совета, Палаты представителей и соответствия им других актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

2) контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов;

3) проверка законности и эффективности использования государственных ресурсов всеми государственными организациями и предприятиями, а также предприятиями с долей государственной собственности, использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие предприятий негосударственных форм собственности;

4) контроль за состоянием контрольно-ревизионной работы в органах государственного управления;

5) проверка финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета;

6) контроль внешнеэкономической деятельности органов государственного управления, законности и эффективности использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций, создании и организации деятельности совместных предприятий, привлечении иностранных инвестиций на развитие экономики республики.

Министерство финансов и eгo органы ведут контроль за полнотой и своевременностью поступления средств в бюджет и целевым их использованием, за соблюдением финансовой дисциплины учреждениями и организациями, состоящими на государственном бюджете.

Органы Государственного налогового комитета контролируют соблюдение налогового законодательства, призваны предупреждать, выявлять и пресекать факты нарушения налогового законодательства, обеспечивать своевременность поступления налоговых и неналоговых платежей в бюджет. При выявлении нарушений органы Государственного налогового комитета имеют право взыскивать налоги, сборы и отчисления, применять к нарушителям финансовые санкции.

Министерство экономики осуществляет контроль за социально-экономическим развитием республики в территориально-отраслевом разрезе и эффективностью использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Министерство статистики и анализа контролирует по данным отчетности выполнение планов социально-экономического развития по территориально-отраслевому признаку, наличие материальных, трудовых и других ресурсов, необходимых для развития национальной экономики; анализирует статистические материалы и вносит правительственным органам республики предложения по актуальным вопросам развития национальной экономики.

Большую и важную работу проводят органы специализированного контроля, представленные различными государственными инспекциями. Инспекции контролируют предприятия, организации и учреждения по вопросам, входящим в их компетенцию.

Административные органы (Верховный суд, Хозяйственный суд и др.) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лицами действующего законодательства.. В соответствии с этим административные органы осуществляют проверки состояния исполнительской дисциплины, выявляют факты нарушений законов, виновных в этом лиц и сумму причинённого материального ущерба, принимают меры к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причиненного государству материального ущерба.