ТЕМА 3. СУЩНОСТЬ РЕВИЗИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
1. Сущность, задачи и виды ревизии.
2. Планирование, подготовка и порядок проведения ревизии (проверки).
3. Обязанности и права должностных лиц ревизуемого субъекта предпринимательской деятельности.
4. Права и обязанности работников контролирующих органов.
5. Порядок оформления результатов ревизии (проверки).
6. Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте комплексной ревизии.
7. Экономическая ответственность по результатам проведения ревизии.
3.1. Сущность, задачи и виды ревизии
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) – способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Ревизия по времени относится к последующему контролю и проводится путем сплошной или выборочной проверки совершенных хозяйственных операций по данным первичных документов, записей в учетных регистрах, бухгалтерских отчетах.
Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения ревизии (проверки), являются:
- проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;
- проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
- своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам государства и предприятия, установление причин и условий, способствующих их совершению;
- проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
- принятие мер по возмещению причиненного ущерба;
- выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Ревизия имеет четко выраженный правовой статус, определяющий границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, проводящих ревизию, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.
В зависимости от органов, осуществляющих ревизию, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.
Ревизии (проверки), проводимые контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся контролирующими органами в соответствии с утвержденными планами. Внеплановые ревизии (проверки) проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях – по поручению уполномоченных должностных лиц самого контролирующего органа.
В зависимости от полноты проверки деятельности организации ревизии подразделяются на комплексные и тематические.
В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизии бывают сплошные, выборочные, комбинированные.