Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Ревизия и аудит. Часть 2 - Контроль кассовых операций

Индекс материала
Ревизия и аудит. Часть 2
Подготовка и порядок проведения ревизии
Права и обязанности работников контролирующих органов
Порядок оформления результатов ревизии
Порядок оформления результатов ревизии (2)
Порядок оформления результатов ревизии (3)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (2)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (3)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (4)
Экономическая ответственность по результатам проведения ревизии
Экономическая ответственность по результатам проведения ревизии (2)
Предмет и объекты ревизии и аудита
Предмет и объекты ревизии и аудита (2)
Метод и приемы ревизии и аудита
Методические приемы документального контроля
Методические приемы документального контроля (2)
Приемы и способы фактического контроля
Приемы и способы фактического контроля (2)
Контроль кассовых операций
Контроль кассовых операций (2)
Контроль операций по счетам в банке
Контроль денежных документов, переводов в пути и ценных бумаг
Контроль расчетов с подотчетными лицами
Контроль расчетов с подотчетными лицами (2)
Контроль расчетов с подотчетными лицами (3)
Контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям
Контроль прочих расчетов и кредитных операций
Все страницы

ТЕМА 5. КОНТРОЛЬ КАССОВЫХ И БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

1. Контроль кассовых операций.

2. Контроль операций по счетам в банке.

3. Контроль денежных документов, переводов в пути и ценных бумаг.

5.1. Контроль кассовых операций

Основным нормативным актом, регулирующим порядок осуществления операций по приему, хранению и выдаче наличных денег в кассе предприятия, являются Правила ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. Этот документ устанавливает единый порядок хранения наличных денег, их приема и выдачи, оформления кассовых документов и ведения кассовой книги, инвентаризации наличия денежных средств и контроля за соблюдением кассовой дисциплины.

Контроль кассовых операций осуществляется сплошным методом. В процессе его проведения необходимо проверить соблюдение кассовой дисциплины: правильность оформления кассовых документов и их достоверность; правильность и своевременность оприходования поступающих в кассу денег, а также выплат, производимых из кассы; правильность и своевременность отражения кассовых операций на счетах бухгалтерского учета; проведение внезапной ревизии кассы. Проверка производится на основании следующих первичных документов и регистров бухгалтерского учета: отчетов кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами; журналов регистрации приходных и расходных кассовых документов; кассовой книги; корешков чеков использованных чековых книжек; выписок из счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами, журналов-ордеров № 1, 2, 3, 4 или при автоматизированной обработке учетной информации – машинограммы по этим журналам-ордерам.

Следует проверить и установить, используются ли по целевому назначению полученные из банка наличные деньги и соответствуют ли кассовые остатки лимиту, установленному банком.

При проверке расходования полученных из банка наличных денег по целевому назначению рекомендуется составить ведомость о движении наличных денег. Ведомость заполняется на основании данных отчетов кассира и приложенных к ним документов, а также журнала-ордера № 1. По данным ведомости можно сделать выводы не только об использовании денег по целевому назначению, но и о полноте взносов в банк неиспользованных денег, соблюдении установленного лимита остатка денег в кассе и др. При проверке соблюдения установленного лимита остатка наличных денег в кассе следует сопоставить остатки денег в кассе по данным кассовой книги с лимитом. Затем необходимо установить, своевременно ли возвращаются в банк остатки денежных средств по невыданной заработной плате; сдается ли в банк выручка от реализации материальных ценностей за наличный расчет и другие поступления в кассу; ежедневно ли составляется отчет кассира и передается ли в бухгалтерию второй отрывной лист (копия записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге; не допускается ли приобретение материальных ценностей за наличный расчет сверх разрешенных предельных сумм, а также не производятся ли расчеты через кассу по тем операциям, по которым можно сделать безналичный расчет; имеются ли случаи выдачи денег другим организациям. При проверке правильности оформления документов и их достоверности следует убедиться, что все кассовые приходные и расходные ордера заполнены чернилами, четко, ясно, без помарок (подчистки и исправления не допускаются).

Эти документы после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром и погашаются штампом "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года). Следует также установить, все ли приходные ордера, по которым в кассу приняты денежные средства за реализованные товарно-материальные ценности и оказанные услуги, зарегистрированы в инспекции Государственного налогового комитета. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" юридические и физические лица, реализующие продукцию, работы, услуги за наличный расчет, осуществляют прием денежных средств на основании приходных кассовых ордеров с обязательной их регистрацией в ИМНС. Следовательно, вся сумма денежных средств, принятая с нарушением установленного порядка и рассмотренная как сокрытие дохода, взыскивается в доход бюджета как финансовая санкция. Если часть этой суммы денежных средств была уплачена в бюджет и в государственные внебюджетные фонды в виде налогов и других обязательных платежей, то она исключается в соответствующих размерах из общей суммы принятых денежных средств, рассматриваемой как сокрытие дохода и подлежащей взысканию в бюджет в качестве финансовой санкции за допущенные нарушения порядка приема денежных средств за наличный расчет при реализации продукции, работ, услуг. Указанные финансовые санкции уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

При проверке правильности и своевременности отражения по кассе полученных из банка наличных денег необходимо сверить записи кассовой книги с записями в выписке, полученной из банка.

Для проверки полноты оприходования денег по кассе необходимо составить таблицу, в которую необходимо записать данные всех чеков в порядке возрастающих номеров, включая номера испорченных и аннулированных чеков. По результатам таблицы могут быть выявлены случаи неоприходования или несвоевременного оприходования денег по кассе.

Далее следует установить достоверность кассовых отчетов, правильность указанных в них оборотов и выведенных остатков. С этой целью необходимо проверить наличие кассовых документов, приложенных к отчету кассира, соответствие порядковых номеров и сумм кассовых ордеров номерам и суммам, указанным в кассовых отчетах. Кассовые документы проверяются по форме и существу. По каждому кассовому отчету надо просчитать обороты по приходу и расходу и проверить правильность выведенного в каждом отчете остатка денег, а также сверить месячные обороты и остатки по кассовым отчетам с оборотами и остатками в журнале-ордере № 1. Следует также проверить ведомости на выплату заработной платы, премий, пособий и т.д. Наряду с подсчетом итогов и просмотром правильности их оформления проверяются (выборочно) расписки в получении денег и устанавливается, соответствуют ли подписи получателей их подписям на других документах, нет ли в ведомостях приписок, на какой счет отнесены выплаченные деньги, производятся ли кассиром в платежных ведомостях отметки "депонировано" против фамилий лиц, не получивших причитающихся им сумм. Сумма в каждой платежной ведомости сверяется с суммой, указанной в расчетной ведомости по начислению заработной платы в графе "К выдаче". Выборочным путем устанавливается, не включены ли в платежные ведомости подставные лица. Для этого фамилии лиц, записанные в ведомости, сверяются с данными учета личного состава предприятия. Особое внимание обращается на то, чтобы не было дописанных фамилий, цифр, подчисток, не оговоренных исправлений сумм, сомнительных расписок, некачественно оформленных доверенностей и т.д. При сомнении в правильности суммы ее следует сверить с суммой, указанной в расчетной ведомости, в первичных документах (наряды, табеля и др.).