Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Ревизия и аудит. Часть 2 - Контроль расчетов с подотчетными лицами (2)

Индекс материала
Ревизия и аудит. Часть 2
Подготовка и порядок проведения ревизии
Права и обязанности работников контролирующих органов
Порядок оформления результатов ревизии
Порядок оформления результатов ревизии (2)
Порядок оформления результатов ревизии (3)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (2)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (3)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (4)
Экономическая ответственность по результатам проведения ревизии
Экономическая ответственность по результатам проведения ревизии (2)
Предмет и объекты ревизии и аудита
Предмет и объекты ревизии и аудита (2)
Метод и приемы ревизии и аудита
Методические приемы документального контроля
Методические приемы документального контроля (2)
Приемы и способы фактического контроля
Приемы и способы фактического контроля (2)
Контроль кассовых операций
Контроль кассовых операций (2)
Контроль операций по счетам в банке
Контроль денежных документов, переводов в пути и ценных бумаг
Контроль расчетов с подотчетными лицами
Контроль расчетов с подотчетными лицами (2)
Контроль расчетов с подотчетными лицами (3)
Контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям
Контроль прочих расчетов и кредитных операций
Все страницы

В составе учета расчетов с подотчетными лицами большой удельный вес занимают авансовые отчеты по командировкам. При проверке авансовых отчетов по командировочным расходам следует определить, соблюдается ли установленный порядок назначения и оформления командировок; представляются ли командированными работниками письменные отчеты о результатах командировки и утверждаются ли отчеты руководителем предприятия; подтверждаются ли авансовые отчеты надлежаще оформленными документами; не оплачиваются ли расходы по командировкам (суточные, проездные, квартирные) в завышенных размерах; правильно ли списываются расходы по командировкам на соответствующие счета затрат.

При проверке надо обратить внимание на правильность оформления командировочных удостоверений и установить, имеются ли на них отметки о пребывании в пунктах командировок, нет ли подчисток или неоговоренных исправлений дат. С этой целью даты на удостоверении сверяются с датами (компостером) на проездных билетах. Одновременно следует проверить, имеется ли на предприятии журнал регистрации командировок; утверждено ли приказом лицо, на которое возложено его ведение. На следующем этапе проверки надо установить правильность возмещения и оплаты командировочных расходов (суточных, квартирных, оплаты проезда, за пользование в вагонах постельными принадлежностями и др.). При проверке данного вопроса надо руководствоваться нормами возмещения командировочных расходов, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь. При этом проверяющий должен знать, что расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются при представлении проездных документов. В исключительных случаях при отсутствии транспортного сообщения в пределах административного района оплата за проезд без представления проездных документов производится с разрешения руководителя предприятия по минимальной стоимости проезда. Расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями возмещаются работнику без представления подтверждающих документов.

Особенно внимательно следует проверять авансовые отчеты по командировкам за границу. При этом надо руководствоваться "Положением о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу", утвержденным постановление Министерства труда Республики Беларусь 14 апреля 2000 г. № 55, а также размерами суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте, утверждаемыми Министерством финансов Республики Беларусь.

При проверке авансовых отчетов по командировкам за границу в первую очередь надо установить законность и целесообразность таких командировок. При этом проверяющий должен знать, что основанием для расчета и выплаты валютных средств работникам, направляемым в служебные командировки за границу, является приказ, подписанный руководителем предприятия, а в случае, если командирование за границу осуществляется на основании приглашения зарубежной фирмы, – соответствующего приглашения, определяющего условия пребывания за границей (оплата труда, проезд, расходы на проживание и т.д.). Одновременно надо установить, было ли дано работнику задание по командировке, составлен ли отчет о ней, в котором должен быть отражен ход переговоров за границей и сделана документальная запись.

За период пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по проезду до пункта назначения и обратно, провозу багажа, найму жилого помещения, комиссионные по обмену в банке чека или одного вида иностранной валюты на другой, возмещаются расходы по получению служебного заграничного паспорта, виз, медицинскому страхованию.

Предприятия, направляющие работников в служебные командировки за границу, обязаны выдать им необходимые средства в иностранной валюте в виде аванса на командировочные расходы. Полученная в банке валюта должна расходоваться строго по целевому назначению. Поэтому надо установить, использована ли полученная в банке валюта на командировочные расходы, не приобретались ли по месту командировки какие-либо ценности, не производилась ли аренда автомобиля и т.п. При этом проверяющий должен знать, что работники государственных предприятий, виновные в хищении, недостаче, перерасходе иностранной валюты, несут уголовную, административную и дисциплинарную ответственность, а также возмещают в 10-кратном размере стоимость этой валюты, определяемую по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент выявления недостачи.

Возмещение средств работниками предприятий негосударственной формы собственности, виновными в хищении, недостаче, перерасходе иностранной валюты, производится в порядке, определяемом их вышестоящими организациями управления либо собственниками.

Виновные лица государственных предприятий за нецелевое использование валютных средств, в том числе оплатившие расходы по зарубежной командировке лиц, не состоявших в штате, а также за превышение установленных норм командировочных расходов (в случае невостребования допущенного перерасхода у подотчетного лица), вносят в доход республиканского бюджета 10-кратную стоимость этой валюты в денежных единицах Республики Беларусь, определяемую по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент совершения нарушения (определяется по дате выплаты). Если при проверке установлены такие случаи и указанные выше суммы не перечислены в доход республиканского бюджета, проверяющий должен отразить это в акте проверки.