Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Ревизия и аудит. Часть 2 - Контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками

Индекс материала
Ревизия и аудит. Часть 2
Подготовка и порядок проведения ревизии
Права и обязанности работников контролирующих органов
Порядок оформления результатов ревизии
Порядок оформления результатов ревизии (2)
Порядок оформления результатов ревизии (3)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (2)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (3)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (4)
Экономическая ответственность по результатам проведения ревизии
Экономическая ответственность по результатам проведения ревизии (2)
Предмет и объекты ревизии и аудита
Предмет и объекты ревизии и аудита (2)
Метод и приемы ревизии и аудита
Методические приемы документального контроля
Методические приемы документального контроля (2)
Приемы и способы фактического контроля
Приемы и способы фактического контроля (2)
Контроль кассовых операций
Контроль кассовых операций (2)
Контроль операций по счетам в банке
Контроль денежных документов, переводов в пути и ценных бумаг
Контроль расчетов с подотчетными лицами
Контроль расчетов с подотчетными лицами (2)
Контроль расчетов с подотчетными лицами (3)
Контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям
Контроль прочих расчетов и кредитных операций
Все страницы

 6.2. Контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками

Приступая к проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, проверяющий должен в первую очередь сверить сальдо счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" журнала-ордера № 6 с данными того же счета в Главной книге, а при наличии расхождений – установить их причины. Затем следует ознакомиться с ведением журнала-ордера № 6 и установить, правильно ли он ведется. При этом проверяющий должен знать, что в журнале-ордере № 6 применяется линейно-позиционный способ бухгалтерских записей, т.е. что по одной строке записывается сумма, причитающаяся к оплате поставщикам по каждому счету, и по этой же строке записывается оплаченная сумма. В журнале-ордере № 6 записи операций по кредиту счета 60 ведутся в течение текущего месяца, а по дебету этого счета – в течение одного или двух месяцев. Если журнал-ордер № 6 ведется по дебету в течение двух месяцев, то неоплаченные счета переносятся в журнал-ордер, который открывается в третьем месяце. Например, счета, отраженные в журнале-ордере за июнь и не оплаченные в июне и июле, переносятся в журнал-ордер за август.

После проверки указанных вопросов надо изучить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления. Например, полученные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги должны были документально надлежащим образом оформлены счетами-фактурами, платежными требованиями, актами или справками приемки выполненных строительно-монтажных работ и т.д.; операции по оплате счетов платежных требований должны соответствовать выпискам банка или другим денежным документам.

При проверке расчетов с поставщиками необходимо убедиться в своевременности, полноте и правильности оприходования полученных от поставщиков ценностей, соблюдении действующих цен и тарифов. С этой целью итоговые данные журнала-ордера № 6 по графе "Стоимость поступивших товарно-материальных ценностей по учетным ценам" сверяются с итогами ведомости № 10-с "Движение материалов в денежном выражении" по графе "Поступило от поставщиков и заказчиков".

Изучая записи в журнале-ордере № 6, следует обратить внимание на дебетуемые счета (04, 08, 10, 12, 16, 20, 23, 25, 26, 44 и др.) в корреспонденции с кредитом счета 60. При проверках имеют место случаи, когда транспортные расходы, различные наценки относят не на стоимость материалов (счета 10, 16), а на затраты производства (счета 20, 23, 25, 26, 44). Одним из дебетуемых счетов, корреспондирующих с кредитом счета 60, является счет 63 "Расчеты по претензиям". В процессе проверки надо детально установить правильность отнесения в дебет счета 76 различных сумм по претензиям (предъявлены ли они поставщикам).

В процессе проверки обращается внимание на реальность числящейся кредиторской задолженности поставщикам. Имеют место случаи, когда кредиторская задолженность, возникшая в отчетном году в результате неправильных записей на счетах бухгалтерского учета, в следующем году списывается с баланса путем уменьшения (красного сторно) дебетуемых счетов (16, 26 и др.). При этом проверяющий должен знать, что такие записи должны отражаться в журнале-ордере № 6 по дебету счета 60 и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки". По кредиторской задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком выявляют соблюдение сроков исковой давности. При этом общий срок исковой давности – три года как для физических, так и для юридических лиц. Следовательно, надо установить, имеется ли кредиторская задолженность поставщикам с истекшими сроками исковой давности, определяемая путем сопоставления сроков возникновения права на иск и сроков иска, установленного законодательством.

При проверке записей в журнале-ордере № 6 надо обратить внимание на наличие дебетовых сальдо по отдельным поставщикам и красных кредитовых сальдо. Как правило, они возникают в результате неправильного отражения хозяйственных операций по расчетам с поставщиками на счетах бухгалтерского учета. Например, с расчетного счета произведены авансовые платежи поставщикам за материальные ценности. В бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51. В результате такой записи возникает дебетовое сальдо по счету 60, а по указанной выше операции необходимо было сделать следующую запись: дебет счета 61 "Расчеты по авансам выданным" и кредит счета 51.

При проверке следует также внимательно изучить расчеты с поставщиками по неотфактурованным поставкам и материалам в пути. При наличии неотфактурованных поставок необходимо проверить по данным первичных документов, записям в ведомости № 6-с и журнале-ордере № 6, правильно ли оформляются такие поставки, по каким ценам они приходуются, как отражаются на счетах бухгалтерского учета и списываются при поступлении счетов поставщиков.

При проверке данного вопроса следует иметь в виду, что при поступлении на склады материалов, на которые в отчетном месяце поставщиками не предъявлены платежные документы (неотфактурованные поставки), их приходуют на основании приемных актов и передают в бухгалтерию. По окончании месяца при отсутствии счетов они расцениваются по учетным ценам и каждый документ в отдельности записывается в ведомость № 6. Из ведомости № 6 стоимость материальных ценностей по окончании месяца переносится общей суммой оборота за месяц в журнал-ордер № 6. По мере поступления платежных документов на эту поставку в следующем месяце они акцептуются предприятием, на них делаются надписи "Неотфактурованные поставки" и производят записи в журнале-ордере № 6. Одновременно в ведомости № 6-с делается отметка о поступлении счета, указывается сумма по приходному ордеру, подлежащая сторнированию. По окончании месяца в ведомости № 6 подсчитывается общая сумма по произведенным сторнировочным записям, которая переносится в журнал-ордер № 6.

При расчетах с поставщиками имеют место случаи, когда счета поставщиков оплачены, а материальные ценности к концу месяца не поступили на склады организации. Такие ценности называют материалами в пути.
К учету принимаются акцептованные платежные документы, оплаченные банком. Учет таких ценностей ведется в ведомости № 6а "Аналитический учет материальных ценностей в пути".

В журнале-ордере № 6 платежные документы в конце месяца на основании ведомости № 6а записывают в графе "За не прибывший груз, оставшийся в пути на складе поставщика" и в графе "Акцепт". По мере поступления материальных ценностей на склады организации на них оформляют приходные документы. В ведомости № 6а делаются отметки о сторнировании стоимости поступивших материальных ценностей. В журнале-ордере № 6 на эту сумму делают запись "сторно" в графе "За не прибывший груз" и в графе "Акцепт".

При проверке расчетов с подрядными организациями следует установить достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах. Такая проверка производится по данным ведомости № 5 "Расчеты с заказчиками за выполненные работы".

В процессе проверки устанавливается реальность числящейся задолженности подрядным организациям за выполненные работы.