Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Ревизия и аудит. Часть3 - Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования ТМЦ и расхода их при выбытии

Индекс материала
Ревизия и аудит. Часть3
Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования ТМЦ и расхода их при выбытии
Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования ТМЦ и расхода их при выбытии (2)
Контроль операций по учету готовой продукциии и ее реализации
Контроль операций по учету готовой продукциии и ее реализации (2)
Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету ОС и НМА
Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету ОС и НМА (2)
Контроль состояния, хранения и сохранности ОС
Контроль операций по поступлению и выбытию ОС
Контроль операций по поступлению и выбытию ОС (2)
Контроль правильности переоценки ОС, начисления их амортизации
Контроль операций по ремонту ОС
Контроль операций по учету НМА
Нормативные документы, используемые при проверке хозяйственных операций по учету ОС
Нормативные документы, используемые при проверке хозяйственных операций по учету ОС (2)
Нормативные документы, регламентирующие оплату труда на предприятии
Нормативные документы, регламентирующие оплату труда на предприятии (2)
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства, штатной дисциплины, тарификации и нормирования труда
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства (2)
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства (3)
Проверка правильности применения расчета ЗП за неотработанное время
Проверка правильности удержаний из заработной платы
Проверка правильности удержаний из заработной платы (2)
Проверка ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда
Проверка ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по прочим операциям
Все страницы

7.2. Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования товарно-материальных ценностей и расхода при выбытии товарно-материальных ценностей на производственные нужды, реализацию

На следующем этапе контроля необходимо проверить правильность отражения в учёте движения материальных ценностей, т.е. приходно-расходных операций. Нарушение порядка оприходования и списания материалов приводит к хищению продукции, а также созданию излишков сырья, из которых затем изготавливают неучтённую продукцию или же реализуют их без отражения операций в учёте с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств.

При проверке учёта движения материалов особое внимание уделяют проверке первичной документации. Необходимо оценить правомерность применения тех или иных форм первичной документации (применяются ли унифицированные формы; предусмотрены ли все обязательные реквизиты), проверить, насколько соблюдается порядок их заполнения (все ли обязательные реквизиты заполняются, ставятся ли подписи, прочёркиваются ли незаполненные строки, оговариваются ли исправленные ошибки и т.п.), составления (составляются ли они в момент совершения операции, соблюдается ли график документооборота и т.п.). В настоящее время установлены следующие унифицированные формы первичных документов по учёту материалов: форма № М-2 "Доверенность", М-2а "Доверенность", М-4 "Приходный ордер", М-7 "Акт о приемке материалов", М-8 "Лимитно-заборная карта", М-11 "Требование-накладная", М-15 "Накладная на отпуск материалов ", М-17 "Карточка учета материалов", М-35 "Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений".

При проверке движения материалов в первую очередь необходимо проверить правильность их оприходования. Неполное оприходование материалов приводит к образованию неучтённых излишков. Поэтому необходимо сопоставить данные приходных ордеров с данными сопроводительных документов поставщиков (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и др.). В случае расхождений на предприятии должны составляться не приходные ордера, а приёмные акты и предъявляться претензии поставщикам (счёт 63). Если на счёте 63 числятся какие-то суммы, то необходимо провести встречные проверки: возможно претензии на самом деле удовлетворены, материалы допоставлены, но нигде не оприходованы. Кроме того, выявляются случаи, когда длительное время числящиеся на счёте 76 суммы без удовлетворения ответчика, без всяких расследований списываются в убыток (счёт 91) по справке, составленной главным бухгалтером или бухгалтером по расчётам.

Проверяя реальность операций, необходимо установить наличие договоров о поставке материалов, правильность их составления, сопоставить данные документов по оплате поставщикам с данными документов на оприходование материальных ценностей.

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, а также сырьё и материалы, принятые предприятием в переработку в качестве давальческого сырья, но не оплачиваемые им, должны учитываться отдельно от собственных производственных запасов. Они учитываются на забалансовых счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 003 "Материалы, принятые в переработку".

Необходимо проверить правильность учёта (выделение на счёте 18) и принятия к зачёту (возмещению) НДС. При этом необходимо учитывать следующие положения Инструкции МНС "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость": зачёт производится, если материалы оприходованы и оплачены; в случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов, не выделена сумма НДС, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Поэтому стоимость приобретенных материалов, включая предполагаемый по ним НДС, приходуется на счёт 10 "Материалы" на всю сумму предъявленного счета с последующим списанием в установленном порядке на издержки производства.

Далее необходимо проверить правильность отражения операций по заготовлению материалов на счетах бухгалтерского учёта. Корреспонденция счетов должна соответствовать учётной политике (использование/неис-пользование счетов 15, 16). На счетах 10, 15 должна формироваться фактическая себестоимость материалов. Если используются счета 15, 16, то фактическая себестоимость формируется на счёте 15; если эти счета не используются, – то на счёте 10. В фактическую себестоимость кроме непосредственной стоимости материалов включаются оплата процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком материалов; наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям; таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Необходимо проверить, не включались ли в стоимость заготовления материалов расходы, связанные с содержанием работников, и другие расходы отделов снабжения и сбыта, складов хранения. Особенно эти нарушения допускают предприятия, где расходы на такие объекты значительны.