Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Ревизия и аудит. Часть3 - Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету ОС и НМА

Индекс материала
Ревизия и аудит. Часть3
Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования ТМЦ и расхода их при выбытии
Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования ТМЦ и расхода их при выбытии (2)
Контроль операций по учету готовой продукциии и ее реализации
Контроль операций по учету готовой продукциии и ее реализации (2)
Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету ОС и НМА
Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету ОС и НМА (2)
Контроль состояния, хранения и сохранности ОС
Контроль операций по поступлению и выбытию ОС
Контроль операций по поступлению и выбытию ОС (2)
Контроль правильности переоценки ОС, начисления их амортизации
Контроль операций по ремонту ОС
Контроль операций по учету НМА
Нормативные документы, используемые при проверке хозяйственных операций по учету ОС
Нормативные документы, используемые при проверке хозяйственных операций по учету ОС (2)
Нормативные документы, регламентирующие оплату труда на предприятии
Нормативные документы, регламентирующие оплату труда на предприятии (2)
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства, штатной дисциплины, тарификации и нормирования труда
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства (2)
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства (3)
Проверка правильности применения расчета ЗП за неотработанное время
Проверка правильности удержаний из заработной платы
Проверка правильности удержаний из заработной платы (2)
Проверка ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда
Проверка ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по прочим операциям
Все страницы

ТЕМА 8. КОНТРОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

1. Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету основных средств и нематериальных активов.

2. Контроль состояния, хранения и сохранности основных средств.

3. Контроль операций по поступлению и выбытию основных средств.

4. Контроль правильности переоценки основных средств, начисления их амортизации.

5. Контроль операций по ремонту основных средств.

6. Контроль операций по учету нематериальных активов.

7. Нормативные документы, используемые при проведении проверки хозяйственных операций по учету основных средств.

8.1. Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету основных средств и нематериальных активов

Контроль хозяйственных операций по учету основных средств и нематериальных активов заключается в сборе и оценке фактов, касающихся состояния, движения и использования основных фондов и нематериальных активов субъектов хозяйствования.

Он направлен на снижение информационного риска, т. е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Контроль обеспечивает также разработку рекомендаций по повышению эффективности использования основных фондов и нематериальных активов. Задачами контроля в процессе проверки являются оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих хозяйственные операции по учету основных средств и нематериальных активов.

В процессе контроля следует определить по каждому объекту учета: полноту (не является ли завышенным или заниженным перечень объектов основных средств и нематериальных активов), точность (не было ли допущено ошибок в расчете суммы стоимости этих объектов), оценку (адекватны ли стоимость объектов и выбранный метод их оценки в реально сложившейся ситуации), наличие (все ли объекты реально находятся у экономического субъекта), временную определенность фактов хозяйственной жизни (отнесены ли операции по движению объектов именно к тем периодам, когда они реально произошли), принадлежность экономическому субъекту активов и пассивов (определение прав и обязанностей экономического субъекта, о которых можно судить по состоянию данных статей баланса), пояснение к бухгалтерской отчетности и надлежащую классификацию.

Основная цель контроля – выявление хозяйственных и финансовых нарушений и хищений, бесхозяйственности и расточительства; установление причин и условий, способствовавших хозяйственным нарушениям и хищениям, и виновных в этом лиц; принятие мер по возмещению причиненного ущерба как в процессе проверки, так и после нее; разработка предложений по устранению недостатков и нарушений, привлечение к административной или уголовной ответственности лиц, допустивших нарушения и злоупотребления.

Предметом финансово-хозяйственного контроля являются хозяйственно-финансовые операции, рассматриваемые с точки зрения экономической эффективности, законности, достоверности, целесообразности, обеспечения сохранности основных средств и нематериальных активов.

Объектом контроля основных средств является правильность оценки (переоценки) основных средств и представления их в отчетности в соответствии с нормативными документами и учетной политикой; правильность отражения движения основных средств и их аренды; правильность начисления износа; принадлежность основных средств клиенту; правильность отражения налогов и финансовых результатов.

Объектом контроля нематериальных активов является проверка правильности оценки и полного, точного представления в учете и отчетности, которые существуют реально и находятся в собственности предприятия; проверка правильности начисления амортизации на нематериальные активы и осуществления их списания.

В зависимости от содержания контроля и состояния бухгалтерского учета для оценки совершённых хозяйственных операций по учету основных средств и нематериальных активов используют различные по содержанию методические приемы проверки документов: формальную, арифметическую, экспертную, логическую, экономическую, нормативно-правовую, встречную проверку документов, контрольное сличение, обратную калькуляцию (обратный счет), оценку документов по данным корреспондирующих счетов, аналитическую (счетную) проверку отчетности и балансов, сравнение и др.