Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Ревизия и аудит. Часть3 - Контроль состояния, хранения и сохранности ОС

Индекс материала
Ревизия и аудит. Часть3
Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования ТМЦ и расхода их при выбытии
Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования ТМЦ и расхода их при выбытии (2)
Контроль операций по учету готовой продукциии и ее реализации
Контроль операций по учету готовой продукциии и ее реализации (2)
Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету ОС и НМА
Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету ОС и НМА (2)
Контроль состояния, хранения и сохранности ОС
Контроль операций по поступлению и выбытию ОС
Контроль операций по поступлению и выбытию ОС (2)
Контроль правильности переоценки ОС, начисления их амортизации
Контроль операций по ремонту ОС
Контроль операций по учету НМА
Нормативные документы, используемые при проверке хозяйственных операций по учету ОС
Нормативные документы, используемые при проверке хозяйственных операций по учету ОС (2)
Нормативные документы, регламентирующие оплату труда на предприятии
Нормативные документы, регламентирующие оплату труда на предприятии (2)
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства, штатной дисциплины, тарификации и нормирования труда
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства (2)
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства (3)
Проверка правильности применения расчета ЗП за неотработанное время
Проверка правильности удержаний из заработной платы
Проверка правильности удержаний из заработной платы (2)
Проверка ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда
Проверка ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по прочим операциям
Все страницы

 

8.2. Контроль состояния, хранения и сохранности основных средств 

Обеспечение сохранности основных средств в значительной степени зависит от постановки их учета. Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства предприятия закреплены за материально ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы выявленные ею недостачи или излишки и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, что снижает трудоемкость учетной работы, дает возможность группировать основные средства, позволяет автоматизировать учетный процесс, а также значительно расширить информацию об отдельных объектах основных средств. В карточке приводятся все необходимые данные: дата ввода объекта в эксплуатацию, его инвентарный номер, стоимость, сведения о перемещении объекта и его ликвидации, о количестве и стоимости ремонтов и др. Таким образом, в ней накапливается информация об объекте с момента его поступления в хозяйство до выбытия. Ревизор или аудитор должен проверить правильность ведения карточек индивидуального и группового учета основных средств, а также карточек учета их движения. Особое внимание обращается на правильное и своевременное заполнение всех реквизитов карточек, что имеет большое контрольное значение и предотвращает замену одноименных новых предметов старыми, а также необходимо для получения полной и объективной информации о состоянии и использовании того или иного объекта основных средств.

Далее необходимо проверить полноту и достоверность инвентарных карточек. Для проверки полноты инвентарных карточек нужно сопоставить данные описей инвентарных карточек по учету основных средств по классификационным группам с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. При отсутствии каких-либо инвентарных карточек следует выяснить причины, убедиться в наличии объектов, по которым отсутствуют инвентарные карточки, и предложить восстановить аналитический пообъектный учет основных средств.

Проверяется также достоверность данных о наличии и движении основных средств по классификационным группам. Для этого сопоставляют сумму, полученную путем сложения стоимости объектов, проставленной в инвентарных карточках, с показателями карточки учета движения основных средств какой-либо классификационной группы. Кроме того, изучается соответствие данных аналитического учета основных средств их остатку по синтетическому счету 01 "Основные средства" на определенные даты. Для этого суммы остатков по классификационным группам сопоставляют с остатками по синтетическому счету 01 "Основные средства" в Главной книге. При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия (недоначисление или излишнее начисление амортизации) и внести свои предложения по устранению выявленных недостатков.

Необходимо убедиться в достоверности данных инвентарных карточек. Для этого следует выборочно, по отдельным видам средств, например, по тем, которые подвергались ремонту в отчетном периоде, проверить, правильно ли отражены затраты на ремонт.

Важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное проведение инвентаризации основных средств работниками предприятия. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств и правильность отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Проверяющему это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить риск проверки.

При проверке качества проведенной на предприятии инвентаризации основных средств (своевременность и полнота) учитывается, что годовая инвентаризация проводится по состоянию на 30 октября отчетного года. Инвентаризацию зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств разрешается проводить один раз в два-три года, библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет.

Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах (наличие и состояние) переносятся в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних инвентаризационных описей. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также излишние и ненужные машины и оборудование, которые должны быть реализованы или переданы на баланс другого предприятия. На объекты, подлежащие реализации (передаче) или списанию, составляются отдельные инвентаризационные описи. Полноту инвентаризации устанавливают сопоставлением инвентаризационных описей с показателями аналитического учета.

На основе изучения всех материалов инвентаризации, включая и отражение результатов инвентаризации основных средств на счетах бухгалтерского учета, дается заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложения, по ее улучшению. Для проверки качества инвентаризации целесообразно провести выборочную инвентаризацию отдельных видов основных средств. В ходе инвентаризации особое внимание обращается на обеспечение правильного хранения излишних, ненужных, бездействующих и находящихся в запасе основных средств. Тщательно проверяют условия хранения и техническое состояние основных средств. По всем фактам разукомплектования и преждевременного списания объектов основных средств устанавливают виновных в этом должностных лиц и определяют размер причиненного ущерба.