Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Основы аудита - Аудиторские доказательства, документирование аудита

Индекс материала
Основы аудита
Ход аудиторской деятельности
Виды аудита
Субъекты обязательного аудита
Услуги, сопутствующие аудиту
Общие принципы аудита
Права, обязанности, ответственность аудиторов и аудируемых лиц
Органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ
Профессиональные аудиторские организации
Порядок аттестации аудиторов
Лицензирование аудиторской деятельности
Аудиторские стандарты
Письмо-обязательство на проведение аудита и договор на оказание аудиторских услуг
Планирование аудита
Существенность в аудите
Оценка аудиторских рисков
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля при проведении аудита
Аудиторская выборка
Аудиторская выборка (продолжение)
Аудиторские доказательства, документирование аудита
Аналитические процедуры в аудиторской проверке
Информация, полученная по результатам аудита
Аудиторское заключение
Аудиторское заключение (продолжение)
Виды аудиторских заключений
Виды аудиторских заключений (продолжение)
Оценка достоверности отражения в отчетности операций с аффилированными лицами
События, произошедшие после отчетной даты, и отражение их при составлении аудиторского заключения
Внутренний контроль качества аудита
Внутренний контроль качества аудита (продолжение)
Все страницы

 

5.2. Аудиторские доказательства, их виды, источники и способы получения

Требования к аудиторским доказательствам, на основе которых аудиторская организация может составить обоснованное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, определены Федеральным правилом (стандартом) № 5 «Аудиторские доказательства».

Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной или устной). При оценке надежности аудиторских доказательств исходят из следующего:

  • аудиторские доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников (как правило, по письменному запросу аудиторской организации);
  • аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, т. е. от аудируемого лица, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными;
  • аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица;
  • аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.

Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников и не противоречат друг другу. И, напротив, если аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого, аудитор должен определить, какие дополнительные процедуры необходимо провести для выяснения причин такого несоответствия.

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов) и аналитические процедуры.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за инвентаризацией материальных запасов, осуществляемой сотрудниками аудируемого лица).

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов).

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

5.3. Документирование аудита

Требования к документации установлены Федеральным правилом (стандартом) № 2 «Документирование аудита».

В соответствии с этим стандартом под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Необходимость рабочего документирования вытекает из следующих предпосылок:

1) наличие рабочих документов с результатами проверки свидетельствует о том, что аудит действительно проводился. И наоборот, отсутствие рабочих документов может послужить одним из поводов для обвинения аудиторской организации в составлении аудиторского заключения без проведения проверки, что может повлечь за собой аннулирование лицензии у аудиторской организации и аттестата у лица, подписавшего такое заключение (ст. 11 Закона «Об аудиторской деятельности»);

2) наличие рабочих документов является одним из основных средств внутрифирменного контроля за качеством работы аудиторов;

3) наличие рабочих документов может послужить решающим аргументом в пользу аудитора в случае возникновения спора с проверяемым субъектом по поводу качества проверки;

4) хорошо подготовленная и оформленная рабочая документация позволяет оптимизировать процесс проверки (сократить трудозатраты), т. к. она ускоряет процесс обработки информации аудитором.

Рабочие документы обычно содержат:

  • информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
  • выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
  • информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
  • доказательства, подтверждающие оценку аудиторского риска;
  • анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
  • сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
  • копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
  • письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
  • выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
  • письменную информацию руководству аудируемого лица о результатах проведенного аудита;
  • копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

Аудитору необходимо установить надлежащие условия для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.