Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Основы аудита - Внутренний контроль качества аудита

Индекс материала
Основы аудита
Ход аудиторской деятельности
Виды аудита
Субъекты обязательного аудита
Услуги, сопутствующие аудиту
Общие принципы аудита
Права, обязанности, ответственность аудиторов и аудируемых лиц
Органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ
Профессиональные аудиторские организации
Порядок аттестации аудиторов
Лицензирование аудиторской деятельности
Аудиторские стандарты
Письмо-обязательство на проведение аудита и договор на оказание аудиторских услуг
Планирование аудита
Существенность в аудите
Оценка аудиторских рисков
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля при проведении аудита
Аудиторская выборка
Аудиторская выборка (продолжение)
Аудиторские доказательства, документирование аудита
Аналитические процедуры в аудиторской проверке
Информация, полученная по результатам аудита
Аудиторское заключение
Аудиторское заключение (продолжение)
Виды аудиторских заключений
Виды аудиторских заключений (продолжение)
Оценка достоверности отражения в отчетности операций с аффилированными лицами
События, произошедшие после отчетной даты, и отражение их при составлении аудиторского заключения
Внутренний контроль качества аудита
Внутренний контроль качества аудита (продолжение)
Все страницы

 

7.1. Содержание внутреннего контроля качества аудита

Внутренний контроль качества аудита осуществляется в следующих аспектах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов; контроль аудиторской фирмы за работой аудитора.

Вопросам контроля качества посвящено Федеральное правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества аудита».

Контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, через обсуждение и проверку обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента; во-вторых, строгим соблюдением организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий клиенту бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой).

Характер и масштабы процедур контроля зависят от следующих условий:

  • размера аудиторской фирмы;
  • уровня самостоятельности работников фирмы;
  • содержания практической деятельности по проведению аудиторских проверок;
  • распределения обязанностей между сотрудниками (основными аудиторами) по осуществлению процедур контроля за качеством;
  • порядка доведения до сотрудников правил и процедур контроля за качеством работы.

В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность:

  • соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
  • укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
  • поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
  • выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
  • получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
  • осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;
  • принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

7.2. Принципы организации внутреннего контроля качества аудита

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника этой организации.

Можно выделить следующие основополагающие принципы, на которых должна быть построена система контроля качества аудита:

  • Весь персонал, принимающий участие в аудите, должен удовлетворять требованиям независимости Кодекса профессиональной этики.
  • Весь персонал, принимающий участие в аудите, должен иметь достаточный уровень профессиональной подготовки и опыта.
  • Когда у персонала возникают проблемы, то процедуры аудита должны гарантировать участие квалифицированного лица в их решении.
  • Политику, обеспечивающую гарантии должного контроля работы на всех уровнях, следует проводить при каждой проверке.
  • Весь новый персонал должен быть квалифицирован для компетентного выполнения своей работы.
  • Весь персонал должен в достаточной степени развиваться в профессиональном отношении.
  • Политика продвижения должна быть принята для гарантирования того, что персонал квалифицирован для соответствия своим новым должностям.
  • Все потенциальные и существующие клиенты должны оцениваться для минимизации вероятности работы с нечестной администрацией.

Руководитель аудиторской организации до начала проведения аудита обязан утвердить руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы должны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, установленные аудиторской организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной аудиторской проверке.

Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель обладает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения этой работы.

Направляющие указания в отношении старших аудиторов и рядовых участников проверки включают в себя информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени при применении аудиторских процедур.

При подготовке руководящих указаний следует принимать во внимание общий план аудита и расчеты затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний служит программа аудита.

Текущий контроль работы исполнителей состоит из элементов руководящих указаний и проверки выполненной работы.