Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Основы аудита - Органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Индекс материала
Основы аудита
Ход аудиторской деятельности
Виды аудита
Субъекты обязательного аудита
Услуги, сопутствующие аудиту
Общие принципы аудита
Права, обязанности, ответственность аудиторов и аудируемых лиц
Органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ
Профессиональные аудиторские организации
Порядок аттестации аудиторов
Лицензирование аудиторской деятельности
Аудиторские стандарты
Письмо-обязательство на проведение аудита и договор на оказание аудиторских услуг
Планирование аудита
Существенность в аудите
Оценка аудиторских рисков
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля при проведении аудита
Аудиторская выборка
Аудиторская выборка (продолжение)
Аудиторские доказательства, документирование аудита
Аналитические процедуры в аудиторской проверке
Информация, полученная по результатам аудита
Аудиторское заключение
Аудиторское заключение (продолжение)
Виды аудиторских заключений
Виды аудиторских заключений (продолжение)
Оценка достоверности отражения в отчетности операций с аффилированными лицами
События, произошедшие после отчетной даты, и отражение их при составлении аудиторского заключения
Внутренний контроль качества аудита
Внутренний контроль качества аудита (продолжение)
Все страницы

 

2.1. Органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Для обеспечения независимости аудита и его принципов (компетентности, конфиденциальности и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности как со стороны государственных органов (государственное регулирование), так и со стороны общественных аудиторских организаций (саморегулирование).

Концепции регулирования аудиторской деятельности в мировой практике различны. В Германии, Франции, Испании, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются государственные организации, банки, более распространено государственное регулирование аудиторской деятельности. В Великобритании, США, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются акционеры, кредиторы, инвесторы, более распространено саморегулирование. В РФ система регулирования аудиторской деятельности находится в процессе становления; в настоящее время преобладает государственное регулирование, но появляются и элементы саморегулирования.

К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относится уполномоченный федеральный орган — Министерство финансов РФ.

Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют (хотя и не являются государственными органами) уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ).

К основным функциям Минфина РФ как уполномоченного федерального органа относятся:

  • издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов в РФ;
  • лицензирование аудиторской деятельности;
  • аккредитация общественных аудиторских организаций;
  • организация системы надзора за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями лицензионных требований и условий;
  • контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями федеральных стандартов;
  • установление объема и порядка представления аудиторскими организациями отчетов о своей деятельности;
  • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, лицензированных аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций, аккредитованных аудиторских объединений (общественных аудиторских организаций), учебно-методических центров.

Кроме того, Минфин РФ в процессе работы по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

  • отбор уполномоченных вузов и заключение договоров на выполнение ими функций учебно-методических центров;
  • утверждение единых программ квалификационных экзаменов на аттестат аудитора;
  • утверждение порядка проведения квалификационных экзаменов;
  • утверждение содержания тестов, экзаменационных билетов, составов экзаменационных комиссий;
  • организацию проверок качества проведения квалификационных экзаменов;
  • извещение претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов;
  • рассмотрение и утверждение результатов квалификационных экзаменов;
  • принятие решений о выдаче и отказе в выдаче квалификационных аттестатов аудитора;
  • назначение переэкзаменовки в случае жалобы экзаменующегося на необъективность членов комиссии;
  • выдачу квалификационных аттестатов, их аннулирование;
  • утверждение программ повышения квалификации аудиторов;
  • выдачу, приостановление и аннулирование лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Для учета мнения участников рынка аудиторских услуг при уполномоченном федеральном органе (Минфин РФ) организован Совет по аудиторской деятельности, в состав которого входят представители государственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений аудиторов (общественных аудиторских организаций), научных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. В составе Совета представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должны составлять не менее 51 %.

Состав Совета определен приказом Минфина РФ «О составе Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации» № 153 от 25.07.2002 г.

В соответствии со ст. 19 закона «Об аудиторской деятельности» данный орган:

  • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов по аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
  • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
  • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

Кроме того, Положением о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации определен еще ряд функций и задач Совета. Прежде всего это:

  • изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности, организация подготовки информационных, методических и учебных материалов, необходимых для проведения и совершенствования аудита;
  • организация и осуществление экспертизы учебных программ и планов для обучения аудиторов и повышения их квалификации, а также разработка проектов требований по организации процедуры квалификационных экзаменов для аттестации аудиторов;
  • предварительное рассмотрение состава экзаменационных комиссий и результатов экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора (включая спорные вопросы); обобщение опыта и выработка предложений по совершенствованию аттестации аудиторов, повышению их квалификационного уровня;
  • рассмотрение вопросов, возникающих в процессе лицензирования аудиторской деятельности, и представление предложений по ее совершенствованию;
  • организация и осуществление изучения зарубежного опыта организации аудиторской деятельности.