Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Сущность и значение финансового и аудиторского контроля - Система государственного финансового контроля (продолж.)

 

Основная функция ГФК осущ-е контроля за расходованием средств и МЦ, их хранение, состояние и достоверностью Б.У. и отчетности министерства, ведомствах на предприятиях, организациях, но финансируемых только за счет бюджетных средств, и гос. валютных фондов. В этих условиях ГФК выступает как одна из важнейших функций гос. управления.

За осущ-м контроля за исполнением фед. бюджета Совет Федерации и Гос. Дума образуют счетную палату РФ. Счетная палата яв-ся постоянно действующим высшим органом ГФК. Задача счетной палаты яв-ся:

1. организация и осущ-е контроля за своевременным исполнением дох. И расходных статей фед. Бюджета и бюджетов фед. внебюджетных фондов. Такой контроль осущ-ся по объему, структуре и целевому назначению.

2. определение эффективности и целесообразности расходования гос. средств и использование гос. средств и исполнение фед. Собственности и т.д.

Наряду с решением этих задач счетная палата осущ-т контроль за законностью и своевременность движения средств фед. бюджета и внебюдж. фондов в гос. банке РФ, в уполномоченных банках и иных фин-кред. учреждениях РФ.

Контрольные полномочия распределяются на все гос. органы и учреждения РФ, на фед. Внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, на предприятия, банки, страховые компании и иные фин-кред. Учреждения, а также на их ассоциации и союзы независимо от формы собственности, если они получают, перечисляют или используют средства из фед. Бюджета. Данный контроль осущ-ся путем проведения ревизии и проверок в вышеназванных структурах.

Минфин РФ – фед. Орган исполнительной власти. Он обеспечивает проведение единой гос. фин. политики. Он же осущ-т общее руководство организацией финансов в России, одной из задач его осущ-е фин. контроля. Это контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств и средств гос. внебюджетных фондов. Минфин РФ для осущ-я своих контрольных полномочий создает в установленном порядке спец. службы и прежде всего это фед. Служба фин. бюдж. надзора и его территориальной структуры. Основной задачей этих органов яв-ся: осущ-е последующего контроля за своевременным. Целевым и рациональным использованием и сохранностью фед. Средств путем проведения ревизии и фин. проверок, не только бюджетных организаций и учреждений.

В единую систему ГФК включаются органы казначейства - единая централизованная система фед. Казначейства состоит из главного управления фед. Казначейства МинФин РФ и подчиненные ему территориальных органов. По республикам, краям, областям автономиям, городам и районам. Задачами этих органов яв-ся: организация и осущ-е контроля за исполнением республиканского бюджета РФ.

Органы казначейства вправе проверять денежные документы, регистры б/у и иные документы, связанные с зачислением, перечислением денежных средств республиканского бюджета.

Контроль за правильностью взиманию в бюджет налогов всех уровней осущ-ся налог. органами. Нал. органы представлены фед. налоговой службой при Минфине РФ и территориальными органами.

Налоговые органы наделены широким кругом контрольных прав и полномочий, которые закреплены НКРФ.

Должностные лица этих органов согласно НК имеют право:

- проверять все документы, связанные с исполнением и уплаты налогов

- обследовать любые производственные, складские, торговых и иные помещения налогоплательщика.

- приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и др.

К органам осущ-м фин. гос. контроль относится:

1. банк России и по территориальным отделениям на местах

2. фед. служба России по валютному и экспортному контролю и ее территориальные службы на местах.

3. гос. таможенный комитет и его территор. органы

4. гос. служба России по надзору за страховой деятельностью и ее служба на местах

5. гос. судебно- следственные органы и т.д.

В зависимости от субъектов и характера контролируемой деят-ти гос. система ФК осущ-т ведомственный и вневедомственный контроль.

Контроль внутри отрасли ведомства называется ведомственным. Вневедомственный контроль – это контроль который не зависит от отраслевой или ведомственной принадлежности предприятия.

Субъектами ГФК яв-ся:

1. гос. органы и структуры

2. 2. промышленные и коммерческие предприятия с гос. участием

3. 3. предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие гос. субсидии.

4. общественные неправительственные организации и учреждения

5. предпринимательские структуры и физ. Лица, в части уплаты налогов.