Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Финансовый банковский менеджмент: теоретические основы, управление финансами банка, активами и пассивами - Факторы, влияющие на финансовые решения

Индекс материала
Финансовый банковский менеджмент: теоретические основы, управление финансами банка, активами и пассивами
Объекты и субъекты финансового менеджмента
Цели и задачи банковского менеджмента
Организация финансового менеджмента
Регулирование
Информационная база финансового менеджмента
Требования к финансовой отчетности
Показатели экономического анализа, используемые в финансовом менеджменте
Планирование в системе финансового банковского менеджмента
Виды планов
Стратегическое планирование
Аналитические методы стратегического планирования
Виды банковских стратегий
Структура бизнеса-плана
Организация финансового планирования
Основные субъекты системы планирования
Факторы, влияющие на финансовые решения
Механизм управления ликвидностью
Измерение и оценка состояния ликвидности
Управление пассивами банка
Методы оценки капитала
Международные стандарты оценки капитала
Оценка и анализ достаточности капитала
Размещение собственного капитала
Управление собственным капиталом банка
Дивидендная политика
Привлеченные ресурсы банка
Методы управления привлеченными ресурсами
Управление активами и пассивами
Необходимая информация
Методы управления активами и пассивами
Содержание управления активами и пассивами
Организационная структура
Управление рисками
Слияние и поглощение кредитных организаций
Этапы и стратегии поглощения
Порядок оценки стоимости активов кредитной организации
Все страницы

 

1.4. Методологические основы принятия финансовых решений.

1.4.1. Факторы, влияющие на принятие финансовых решений.

Подробный систематический анализ внешней среды позволяет определить те возможности, которые существуют и могут возникнуть в результате изменения внешней среды для развития банка, а также идентифицировать существующие и потенциальные угрозы банку.

Возможности дают банку шанс улучшить свою деятельность (расширить занимаемую долю банковского рынка, предложить клиентам новые продукты, изменить технологии работы, модернизировать информационные системы, улучшить квалификацию персонала и т.д.).

Угрозы предупреждают руководителей банка о вероятном воздействии на банк внешних факторов и последующего ухудшения его состояния.

При анализе внешней среды выделяются несколько уровней.

Самым верхним уровнем является мировая экономическая макросреда. Её влияние на российские банки может быть весьма существенным в связи с усиливающейся интеграцией России в мировую экономику. Например, устойчивое или резкое снижение курса доллара по отношению к рублю приводит в ежедневной переоценке валютных (долларовых) активов и пассивов банка и к соответствующим потенциальным расходам или доходам. Резкое снижение цен на нефть, дальнейшее сокращение валютной выручки у экспортно-ориентированных компаний, сокращение их инвестиционных проектов, общее ухудшение экономической ситуации в России может привести к ухудшению состояния банковского риска.

Мировая экономическая макросреда характеризуется множеством факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на конкретный российский банк. При этом для разных банков значимые факторы мировой экономической макросреды могут отличаться друг от друга.

Такими факторами могут являться:

- цены на нефть,

- цены на другое сырье, экспортируемое из России,

- курсы валют по отношению к рублю и их изменение,

- динамика процентных ставок в других странах,

- изменение рейтингов стран и их долговых обязательств,

- цены на золото, недвижимость и другие активы.

Вторым уровнем рассмотрения является внешняя среда страны и значимая внешняя среда страны нахождения банка. В ходе анализа внешней среды выявляются политические, экономические, социальные, технологические факторы.

Для упорядочения анализа выделяются основные сегменты внешней среды, влияющие на рассматриваемый банк:

1. Социальная среда: демография, стиль жизни, политические, социальные, технологические и экономические ценности, влияющие как на банк в целом, так и на его клиентов

2. Экономическая среда – прогноз уровня инфляции, прогноз индекса РТС (ММВБ), прогноз процентных ставок на рынке МБК, депозитных ставок банка России, прогноз курса долларов США, прогноз доходности государственных ценных бумаг, корпоративных векселей, уровень производства, потребления, доходов и сбережений, инвестиции и производительность и пр.,

3. Политическая среда – административные, регулирующие и правовые институты, принимающие и реализующие законы, нормативные акты и правила в обществе,

4. Технологическая среда – уровень и направление технического прогресса или совершенствования, новые продукты, услуги, материалы, процессы, достижения в фундаментальной науке,

5. Экологическая среда – физические и естественные ресурсы, находящиеся в пределах регионов деятельности банка (земля, море, воздух, вода, флора и фауна) а также нормативные требования по их сохранению или восстановлению,

6. Институциональная среда – физическая инфраструктура (дороги, железнодорожные и водные пути) и коммуникации (почта, телефон, системы связи) с точки зрения возможного влияния на ведущих клиентов банка.

Самой главной составляющей анализа внешней среды является маркетинговый анализ экономической среды, включающий:

- анализ и выбор продуктов и услуг на банковском рынке страны, особенно в местах действия конкретного рассматриваемого банка – виды, типы, направления совершенствования банковских продуктов и услуг, возможные новые продукты и услуги, динамика спроса и предложения, анализ тарифов и цен на продукты и услуги, оценка себестоимости, оценка качества предоставляемых услуг, способы продвижения продуктов и услуг, определение конкурентных преимуществ, поиск и оценка лучших приемов бизнес-практики и обучение на этих примерах (бенчмаркинг),

- обеспечение банковским продуктам и услугам конкурентоспособного положения на рынке,

- анализ существующих и потенциальных клиентов банка,

- анализ конкурентов банка (сильные и слабые стороны конкурентов, их цели и стратегии, динамика и результаты, организация и структура, текущие и перспективные возможные действия и угрозы, возможные реакции на действия анализируемого банка), проведение бенчмаркинга,

- анализ угроз и рисков рынка.

Успешное выявление влияющих на банк факторов привлекает внимание банка к определенным явлениям будущего задолго до того, как другие организации разберутся в их сущности. От точности выявления этих факторов и точности прогнозирования их развития существенным образом зависят правильность и обоснованность стратегии, разрабатываемой банком. Ошибки в выявлении данных факторов и их прогнозах могут привести к существенным потерям, особенно в случае отсутствия непрерывного мониторинга за их изменениями и принятия адекватных упреждающих решений.

В нестабильной мировой и страновой экономической обстановке сложность внешнего анализа состоит в выявлении групп значимых для банка факторов, а также определении направления их изменений и направления влияния на банк. При существенной неопределенности и трудности с однозначным определением этих факторов можно использовать сценарный метод анализа, при котором строится несколько возможных сценариев развития событий (обычно- пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный) и анализируется влияние внешних факторов на банк. По мере развития событий сценарии корректируются, а результаты и предложения по возможным действиям докладываются руководству. Причем чем выше неопределенность внешней среды, тем углубленнее, чаще и на менее длительный срок проводится анализ внешней среды.

Главным результатом анализа внешней среды является:

1. определение ключевых факторов успеха

2. угроз рынка, связанных с серьезными рисками для банка.

Ключевые факторы успеха – главные определители финансового и конкурентного успеха на рынке. Это то, чего рынок ждет от банка: его надежность, совершенные продукты и услуги и их динамическое продвижение, великолепные отношения с клиентами, корректные отношения с конкурентами, открытые взаимоотношения с контрольными органами и органами местной власти и пр. Банк, используя ключевые факторы успеха, выстраивает эффективную стратегию бизнеса.

 

Обновлено 04.09.2012 14:55