Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Финансовый банковский менеджмент: теоретические основы, управление финансами банка, активами и пассивами - Методы управления привлеченными ресурсами

Индекс материала
Финансовый банковский менеджмент: теоретические основы, управление финансами банка, активами и пассивами
Объекты и субъекты финансового менеджмента
Цели и задачи банковского менеджмента
Организация финансового менеджмента
Регулирование
Информационная база финансового менеджмента
Требования к финансовой отчетности
Показатели экономического анализа, используемые в финансовом менеджменте
Планирование в системе финансового банковского менеджмента
Виды планов
Стратегическое планирование
Аналитические методы стратегического планирования
Виды банковских стратегий
Структура бизнеса-плана
Организация финансового планирования
Основные субъекты системы планирования
Факторы, влияющие на финансовые решения
Механизм управления ликвидностью
Измерение и оценка состояния ликвидности
Управление пассивами банка
Методы оценки капитала
Международные стандарты оценки капитала
Оценка и анализ достаточности капитала
Размещение собственного капитала
Управление собственным капиталом банка
Дивидендная политика
Привлеченные ресурсы банка
Методы управления привлеченными ресурсами
Управление активами и пассивами
Необходимая информация
Методы управления активами и пассивами
Содержание управления активами и пассивами
Организационная структура
Управление рисками
Слияние и поглощение кредитных организаций
Этапы и стратегии поглощения
Порядок оценки стоимости активов кредитной организации
Все страницы

 

2.1.8. Методы и инструменты управления привлеченными ресурсами.

Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка включают: анализ привлеченных ресурсов и на его основе улучшение структуры привлеченных средств, диверсификации ресурсов, а также привлечение новых клиентов.

Инструментами управления депозитными ресурсами являются: различного рода ограничения (на остаток средств, на срок размещения депозита, на первый или последующие взносы, на суммарные обороты по счету и т.п.), блокировки (остатков или на списание средств), комиссии, плата за обслуживание, процентные ставки.

В качестве ограничения на остаток может служить минимальная сумма на счете, на которую начисляются проценты. Ограничения обычно устанавливаются сразу для большого количества счетов на неопределенные сроки, они не всегда связаны с прекращением операций по счетам.

Блокировки в отличие от ограничений относятся к конкретным счетам и устанавливаются на определенное время.

Комиссии, взимаемые банком за расчетное обслуживание, начисляются за проведение каждой операции по счету, при небольшом количестве операций по счету они обычно составляют относительно небольшие суммы, равномерно распределяемые во времени. Поэтому их использование целесообразно при обслуживании мелких клиентов.

Плата за обслуживание, которую банки могут взимать с клиентов, обычно включает расходы банка по расчетно-кассовому обслуживанию, но в отличие от комиссии начисляется за период, обычно за месяц или квартал.

Начисление процентов на остатки средств на счетах и во вкладах представляет собой один из наиболее действенных инструментов управления пассивами коммерческого банка.

Процентная ставка по счетам и вкладам дифференцируется по категориям клиентов и банков-кредиторов, видам депозитов, срокам действия договора вклада или межбанковского кредита, сумм и других факторов.

На уровень процентной ставки воздействуют как общие факторы (соотношение спроса и предложения на деньги и направления денежно-кредитной политики ЦБ на данный период времени, уровень инфляции), так и частные факторы. Для банка уровень процента определяется:

- уровнем процента по активным операциям банка;

- сроком и размером привлекаемого депозита;

- надежностью банка.

Необходимо учитывать, что российское законодательство накладывает ряд ограничений на процентную политику коммерческих банков: публичный характер договоров банковского вклада с гражданами, запрет на предоставление льгот акционерам банка и т.п.

Выводы.

1. В банковской практике капиталом обычно называют средства, внесенные владельцами и состоящие главным образом из уставного капитала, эмиссионного дохода, резервов на непредвиденные расходы и остатков нераспределенной прибыли

2. Основными формами банковского капитала, используемыми в настоящее время, являются обыкновенные акции, привилегированные акции, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль, резервы, субординированные обязательства или займы, а также ценные бумаги, погашаемые за счет продажи акций.

3. Величина капитала и его структура определяется как регулирующими государственными органами в лице Центрального банка, так и рынком. Минимальный стандарт величины капитала (по отношению к совокупному размеру активов, взвешенных по риску) применяется в настоящее время ко всем банкам.

4. Основным внутренним источником роста капитала выступает нераспределенная прибыль. Преобладающими внешними источниками капитала являются: продажа обыкновенных и привилегированных акций; продажа активов банка, выпуск капитальных долговых обязательств; аренда недвижимого имущества; обмен акций на долговые обязательства.

5. При выборе источников финансирования капитала банк должен принимать во внимание относительные издержки и риск, возникающие при использовании каждого из источников, общую подверженность банка риску, влияние выбранного способа наращивания капитала на доходы акционеров, а также применяемые способы государственного регулирования.

6. Управление пассивами на макроуровне в целях поддержания ликвидности банковской системы в целом осуществляет центральный банк страны, а на микроуровне – коммерческие банки в целях получения максимальной прибыли и обеспечения ликвидности банка.

7. Процесс управления пассивами коммерческого банка предполагает их эффективное использование в соответствии с возможностями формирования ресурсной базы, и, наоборот, формирование ресурсной базы в соответствии с возможностями их использования. Управление пассивами коммерческого банка включает управление собственным капиталом и управление привлеченными ресурсами.

8. На формирование ресурсной базы банка оказывают влияние общая экономическая ситуация в стране и регионе, состояние денежного рынка, уровень развития банковской системы, денежно-кредитная политика Центрального банка.

9. Управление привлеченными ресурсами включает планирование пассивных операций, анализ ресурсной базы банка, организацию и регулирование деятельности по привлечению ресурсов, контроль над осуществлением пассивных операций и состоянием ресурсной базы.

10. Депозитная политика коммерческого банка представляет собой банковскую политику по привлечению денежных средств, она включает стратегию и тактику банка по привлечению банковских ресурсов.

Депозитная политика коммерческого банка должна быть зафиксирована документально.

11. Методы управления привлеченными ресурсами включают: анализ привлеченных ресурсов и на его основе улучшение структуры привлеченных средств, диверсификации. Ресурсов, привлечение новых клиентов.

12. Инструментами управления привлеченными ресурсами являются различного рода ограничения по счетам и вкладам, блокировки, комиссии, плата за обслуживание, процентные ставки.

 

 

Обновлено 04.09.2012 14:55