Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Центральный банк: денежно-кредитная политика ЦБ РФ, взаимодействие с финансовыми институтами, банковский надзор - Механизм банковского надзора

Индекс материала
Центральный банк: денежно-кредитная политика ЦБ РФ, взаимодействие с финансовыми институтами, банковский надзор
Эффективность инструментов денежно­кредитной политики. Безналичные платежи
Правовая основа безналичных расчетов
Управление расчетными рисками, регулирование системы
Надзор за участниками платежной системы, обеспечение безопасности
Организация эмиссионно-кассовых операций
Регулирование порядка ведения кассовых операций в коммерческих банках
Политика резервных требований
Нормативная величина обязательных резервов
Процентная политика
Рефинансирование коммерческих банков
Рефинансирование кредитных организаций Банком России
Обеспечение кредитов Банка России
Операции Центрального банка РФ на открытом рынке
Центральный банк РФ как финансовый агент Правительства РФ
Центральный банк РФ как орган валютного регулирования
Регулирование валютных операций
Взаимодействие ЦБ РФ с международными финансовыми институтами
Основы деятельности международных финансовых организаций
Правовая основа международной деятельности Банка России
Банковское регулирование и надзор
Лицензирование банковской деятельности
Необходимость, сущность и назначение банковского надзора
Механизм банковского надзора
Становление и развитие системы банковского надзора в России
Современная практика текyщeгo банковского надзора, осуществляемого Банком России
Практика инспекционной деятельности Банка России
Функции и полномочия Банка России по финансовому оздоровлению
Все страницы

 

Механuзм надзора как совокупность действий надзор­ного органа можно рассматривать в разных аспектах. С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:

- лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности;

- дистанционный надзор;

- контактный надзор.

С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:

- разработка методологических документов, определя­ющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; пруденциальные нормы и требо­вания к действующим кредитным институтам; осно­вания для отзыва лицензии; про граммы аналити­ческих и институциональных проверок;

- аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок; по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;

- контрольная работа, охватывающая оценку досто­верности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;

- оценочная работа, осуществляемая на основе анали­тических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени про­блемности;

- организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получе­ние от центрального банка (если он является надзорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кре­дитной организации.

Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входящей в эту сис­тему в качестве самостоятельного элемента.

Правовая основа банковского надзора охватывает законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осу­ществляющих надзор.

5.2.3. Международная практика организации банковского надзора

Во всех странах с рыночной экономикой банковский надзор занимает важное место в системе мер по обеспече­нию стабильности функционирования банковского сек­тора.

Направления банковского надзора в разных странах практически одинаковые. Существенные различия каса­ются главным образом его организации, правовой основы, используемых инструментов и технологий.

Выделяются три типа надзорных систем, различа­ющихся по организационной структуре.

К первому типу относятся страны, в которых надзор­ная деятельность полностью сосредоточена в центральном банке. Это - Италия, Греция, Чехия, Словакия, Китай, Аргентина.

Ко второму типу организации банковского надзора относятся Япония, Испания и Канада. В этих странах функ­ции надзора разделены между центральным банком и мини­стерством финансов.

Третий тип надзорной системы имеет место в боль­шинстве развитых стран: Германии, Франции, США и др.

Международный опыт организации надзорной деятель­ности характеризуется использованием как общих для всех стран, так и специфических направлений, механизмов и инструментов надзора.

К числу общих направлений надзорной деятельности следует отнести:

- разработку основных правил осуществления банков­ских операций, пруденциальных норм и требований к кредитным институтам;

- осуществление лицензирования;

- про ведение инспекционных проверок;

- анализ финансового состояния кредитных институ­тов и применение при необходимости корректиру­ющих мер.

Вместе с тем при проведении надзора по указанным направлениям существуют некоторые национальные осо­бенности.

Основными тенденциями в развитии методов оценки финансового состояния кредитных институтов являются:

- включение в модель оценки основных банковских рисков (кредитного, рыночного, ликвидности), а также системы управления ими;

- использование экономико-математического инст­рументария для прогнозирования финансовой устой­чивocти кредитного института;

- усиление внимания анализу макроэкономических факторов, в том числе конкурентной среды в банков­ском секторе;

- сочетание дистанционного анализа с проверками на месте для более детального изучения качествен­ных сторон деятельности кредитного института и систем управления ими;

- рассмотрение эффективности принимаемых надзор­ным органом корректирующих мер по результатам анализа и оценки кредитного института.

 

Обновлено 04.09.2012 14:45