Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Центральный банк: денежно-кредитная политика ЦБ РФ, взаимодействие с финансовыми институтами, банковский надзор - Политика резервных требований

Индекс материала
Центральный банк: денежно-кредитная политика ЦБ РФ, взаимодействие с финансовыми институтами, банковский надзор
Эффективность инструментов денежно­кредитной политики. Безналичные платежи
Правовая основа безналичных расчетов
Управление расчетными рисками, регулирование системы
Надзор за участниками платежной системы, обеспечение безопасности
Организация эмиссионно-кассовых операций
Регулирование порядка ведения кассовых операций в коммерческих банках
Политика резервных требований
Нормативная величина обязательных резервов
Процентная политика
Рефинансирование коммерческих банков
Рефинансирование кредитных организаций Банком России
Обеспечение кредитов Банка России
Операции Центрального банка РФ на открытом рынке
Центральный банк РФ как финансовый агент Правительства РФ
Центральный банк РФ как орган валютного регулирования
Регулирование валютных операций
Взаимодействие ЦБ РФ с международными финансовыми институтами
Основы деятельности международных финансовых организаций
Правовая основа международной деятельности Банка России
Банковское регулирование и надзор
Лицензирование банковской деятельности
Необходимость, сущность и назначение банковского надзора
Механизм банковского надзора
Становление и развитие системы банковского надзора в России
Современная практика текyщeгo банковского надзора, осуществляемого Банком России
Практика инспекционной деятельности Банка России
Функции и полномочия Банка России по финансовому оздоровлению
Все страницы

 

3.5. Политика резервных требований

3.5.1. Понятие и назначение системы резервных требований

Большинство центральных банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирова­ния используют систему резервных требований.

Резервные требования представляют собой определен­ную часть денежных средств банка, которую они в соответ­ствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке. Данные резервы относятся к числу обязательных.

В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обя­зательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающий объем обязательных резервов. Поэ­тому обязательные резервы получили название минималь­ных резервов.

Возникновение системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками своевременность выполнения взятых на себя обя­зательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего тре­бовалось всегда иметь денежную наличность в определен­ном объеме.

3.5.2. Правовая основа обязательного резервирования

Система обязательного резервирования в России сфор­мировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и между­народного опыта в этой области.

В официальных документах Банка России, указано, что резервные требо­вания применяются в целях регулирования общей ликвид­ности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

К числу законодательных актов, определяющих приме­нение обязательного резервирования в России, относятся:

Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О бан­ках и банковской деятельности».

К нормативным документам Банка России, регулиру­ющим порядок резервирования привлеченных ресурсов, относятся:

·Положение от 7 августа 2009 г. № 342-П «Об обяза­тельных резервах кредитных организаций», детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и своевременностью резервирования;

·решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференциро­ванного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов.

3.5.3. Состав резервируемых обязательств

Важным элементом механизма обязательного резерви­рования является определение состава резервируемых обя­зательств, который включает следующие виды привлеченных ресурсов:

- депозиты до востребования предприятий, организа­ций, индивидуальных предпринимателей;

- средства федерального бюджета, бюджетов субъек­тов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;

- средства кредитных организаций на корреспондент­ских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;

- средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);

- кредиты, полученные от банков-нерезидентов;

- депозиты и иные привлеченные средства банков-не­резидентов;

- депозиты (до востребования и срочные) Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней; и др.

Не включаются в состав резервируемых обязательств следующие обязательства:

- денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;

- облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;

- обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);

- обязательств перед другой кредитной организацией;

- задолженность, возникающая между обособленными подразделениями кредитной организации.

 

Обновлено 04.09.2012 14:45