Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Центральный банк: денежно-кредитная политика ЦБ РФ, взаимодействие с финансовыми институтами, банковский надзор - Нормативная величина обязательных резервов

Индекс материала
Центральный банк: денежно-кредитная политика ЦБ РФ, взаимодействие с финансовыми институтами, банковский надзор
Эффективность инструментов денежно­кредитной политики. Безналичные платежи
Правовая основа безналичных расчетов
Управление расчетными рисками, регулирование системы
Надзор за участниками платежной системы, обеспечение безопасности
Организация эмиссионно-кассовых операций
Регулирование порядка ведения кассовых операций в коммерческих банках
Политика резервных требований
Нормативная величина обязательных резервов
Процентная политика
Рефинансирование коммерческих банков
Рефинансирование кредитных организаций Банком России
Обеспечение кредитов Банка России
Операции Центрального банка РФ на открытом рынке
Центральный банк РФ как финансовый агент Правительства РФ
Центральный банк РФ как орган валютного регулирования
Регулирование валютных операций
Взаимодействие ЦБ РФ с международными финансовыми институтами
Основы деятельности международных финансовых организаций
Правовая основа международной деятельности Банка России
Банковское регулирование и надзор
Лицензирование банковской деятельности
Необходимость, сущность и назначение банковского надзора
Механизм банковского надзора
Становление и развитие системы банковского надзора в России
Современная практика текyщeгo банковского надзора, осуществляемого Банком России
Практика инспекционной деятельности Банка России
Функции и полномочия Банка России по финансовому оздоровлению
Все страницы

 

3.5.4. Определение нормативной величины обязательных резервов

Механизм резервирования включает также порядок определения нормативной величины обязательных резер­вов, т.е. размера обязательных резервов, подлежащих депо­нированию в Банке России.

Поскольку норматив обязательных резервов диффе­ренцирован по видам и источникам средств, среднехроно­логическая величина резервируемых обязательств рассчи­тывается по трем группам привлеченных ресурсов:

1) юридических лиц в рублях;

2) физических лиц в рублях;

3) юридических и физических лиц в иностранной валюте.

Применяя к указанным группам средств соответству­ющие нормативы обязательного резервирования, можно определить величину обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России в рублях и иностранной валюте.

Таким образом, схема расчета нормативной величины обязательных резервов выглядит так:

1) определение среднехронологической величины резервируемых обязательств по привлеченным средствам: юридических лиц в рублях, физических лиц в рублях, юридических и физических лиц в иностранной валюте;

2) определение среднехронологической величины средств в кассе, имея в виду остатки денежных средств в кассе кредитных организаций; в кассе обменных пунктов; в операционной кассе; находящихся вне помещения бан­ков; в банкоматах и в пути;

3) определение величины обязательных резервов на основе установленных нормативов: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях, физических лиц в рублях, по привлеченным средствам в иностранной валюте;

4) определение величины обязательных резервов в рублях с учетом средств в кассе: величины обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физи­ческих лиц в рублях минус среднехронологическая вели­чина средств в кассе (в пределах установленного минималь­но допустимого остатка).

Расчетная величина обязательных резервов есть нор­мативная сумма обязательных резервов за вычетом усред­ненной их величины.

3.5.5. Механизм усреднения обязательных резервов

Усреднение обязательных резервов стало использо­ваться Банком России в качестве нового способа регулиро­вания текущей ликвидности кредитных организаций.

Данный способ состоит в том, что определенной группе кредитных организаций Банк России предоставляет право оставлять на своих корреспондентских счетах часть норма­тивной суммы обязательных резервов для использования их для текущих платежей. В результате такие кредитные организации могут депонировать на специальном счете в Банке России не нормативную, а расчетную величину обязательных резервов (разницу между нормативной и усред­ненной суммой).

Право на усреднение в соответствии с нормативными документами Банка России предоставляется стабильным кредитным организациям (за исключением многофилиаль­ных).

Регулирование представляет собой комплекс мер, осу­ществляемый уполномоченным учреждением Банка России (территориальным учреждением Банка России или РКЦ Банка России), по обеспечению соответствия фактически депонированной суммы обязательных резервов на отдель­ных счетах в Банке России их расчетной величине.

При выявлении нарушений обязательного резервиро­вания уполномоченное учреждение Банка России взыски­вает штраф, оформленный специальным предписанием. Кроме того, для кредитных организаций, пользующихся правом на усреднение, выявленные в ходе проверок недо­статки имеют следствием отмену такого права.

3.5.6. Развитие зарубежных систем обязательного резервирования

Система обязательного резервирования зарубежных стран за период ее функционирования постоянно совер­шенствовалась под, влиянием изменений макроэкономической ситуации, развития банковской системы и инстру­ментов ее взаимодействия с внешней средой.

К числу основных тенденций развития системы обяза­тельного резервирования зарубежных стран следует отнести:

1. Расширение прав центральных банков в области обя­зательного резервирования.

2. Сближение правовых основ обязательного регули­рования между странами.

3. Расширение базы резервных требований, или базы резервирования, является одним из факторов, определя­ющих эффективность этой системы.

4. Снижение нормы (нормативов) обязательных резер­вов отражает утрату в последние годы значимости данного инструмента для денежно-кредитного регулирования.

5. Развитие механизма соблюдения резервных требо­ваний, отражающее повышение гибкости системы резер­вирования в целом.

 

Обновлено 04.09.2012 14:45