Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Операции банков с ценными бумагами: рынок ценных бумаг, виды услуг банков, виды операций, внутренний контроль - Новые виды услуг банков на рынке ценных бумаг

Индекс материала
Операции банков с ценными бумагами: рынок ценных бумаг, виды услуг банков, виды операций, внутренний контроль
Законодательные основы профессиональной деятельности банков на рынке ценных бумаг
Виды профессиональной деятельности банков на рынке ценных бумаг
Дилерская и брокерская деятельность банков
Дилерские операции банка
Виды услуг банка-брокера
Новые виды услуг банков на рынке ценных бумаг
Маржа
Интернет-трейдинг
Доверительные операции банков на рынке ценных бумаг
Сущность и содержание операций банков по доверительному управлению
Виды операций банков по доверительному управлению
Общие фонды банковского управления (ОФБУ)
Договор доверительного управления
Андеррайтинговые операции банков
Процедуры и этапы проведения андеррайтинга
Гарантийные операции банков
Учет прав депонентов на ценные бумаги
Виды депозитарных услуг банка
Классы депозитарных операций
Организация депозитарных операций в банке
Депозитарное обслуживание векселей
Организация внутреннего контроля деятельности банка
Защита служебной информации
Резерв под возможное обесценение ценных бумаг
Расчетная база резерва
Банк России на рынке ценных бумаг
Расчет экономических нормативов
Кредитные операции Банка России с использованием ценных бумаг
Все страницы

 

6. Новые виды услуг банков на рынке ценных бумаг

Вопросы для рассмотрения на лекции

  • Маржинальная торговля
  • Риски маржинальной торговли
  • Интернет-трейдинг

Обзор ключевых категорий и положений

Сделки с Маржей (маржинальные сделки) – сделки по продаже ценных бумаг, в момент заключения которых на Позиции Клиента отсутствует необходимое количество продаваемых ценных бумаг, а также сделки по покупке ценных бумаг, в момент заключения которых на Денежной Позиции Клиента отсутствует сумма, достаточная для расчетов, включая также и оплату всех сопутствующих расходов и вознаграждения Компании. Всякая Сделка с Маржей становится обязательной для Клиента с момента заключения.

Маржинальный счет – это счет, открываемый клиенту в брокерской компании, позволяющий клиенту использовать кредиты под залог ценных бумаг, покупаемых, в том числе за счет клиента.

Интернет-трейдинг – возможность удаленного доступа к торгам на фондовой бирже через сеть Интернет, посредством специально созданного для этих целей программного обеспечения.

6.1. Маржинальная торговля – как новый вид банковский услуг на рынке ценных бумаг

С 1999 года на российском рынке ценных бумаг появился новый вид услуги – маржинальная торговля корпоративными ценными бумагами. Маржинальная торговля представляет собой один из способов повышения эффективности операций на рынке ценных бумаг. Ее содержание состоит в использовании инвестором заимствованных средств, предоставляемых брокером, для осуществления операций по покупке/продаже ценных бумаг.

В Постановлении ФКЦБ № 03-37/ пс от13 августа 2003 года «О правилах осуществления брокерской деятельности при совершениии на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/ или ценных бумаг, переданных брокеру в заем клиенту (маржинальных сделок)» определены основные правила проведения таких сделок, предусмотрены уровни первоначальной и критической маржи в 50% и 25% соответственно, а также установлен список ценных бумаг, по которым разрешены операции с использованием маржинального счета. Список акций, принимаемых в обеспечение маржинальной позиции определенный требованиями ФСФР, включает, в частности, акции Газпрома, РАО ЕЭС, Лукойл, Сургутнефтегаз, Татнефть, Мосэнерго, Ростелеком, Сбербанк России и другие.

Кроме того, в Постановлении введен ряд требований к брокерам: заключение с клиентами особого договора на предоставление услуг маржинальной торговли – отдельно от договора на предоставление брокерских услуг; наличие штатного специалиста по контролю за рисками маржинальной торговли; установка специального программного обеспечения, позволяющего ежедневно пересчитывать маржу и предоставлять отчетность и т.д.

Маржинальная торговля включает в себя две основные операции:

  • покупка с использованием маржи. Покупка ценных бумаг на маржинальный счет, когда определенная часть оплачивается денежными средствами клиента, а недостающая сумма занимается у банка-брокера;
  • продажа «без покрытия» или «короткая» продажа. Клиент занимает ценные бумаги у брокера и продает их со своего маржинального счета, затем погашает заем такими же ценными бумагами, приобретенными при последующей сделке.

Денежные средства и ценные бумаги обычно предоставляются под определенную ставку, устанавливаемую банком.

Для того чтобы у брокера была возможность предоставлять взаймы ценные бумаги, находящиеся на маржинальном счета клиента, другим брокерам или другим клиентам для осуществления «коротких продаж», условия договора на брокерское обслуживание должны содержать согласие клиента на ссуду принадлежащих ему ценных бумаг, если указанное согласие клиента не оформлено в качестве самостоятельного документа.

Маржинальная торговля по своему содержанию может рассматриваться как определенный «коэффициент роста» эффективности использования инвесторами имеющихся у них средств, при осуществлении ими операций на фондовом рынке.

Специфика маржинальной торговли такова, что действительное повышение доходности операций происходит только при условии, если фактическое изменение рыночных котировок совпадает с прогнозной моделью, использованной инвестором при принятии решения по покупке/продаже ценных бумаг. Если прогнозная модель не совпадает, более того, – противоположна движению рынка, операции, осуществляемые с использованием заемных средств, с подобным «коэффициентом роста» увеличивают потери инвестора.

 

Обновлено 04.09.2012 14:46