4. Методические указания по выполнению КР
Общие указания
Цель и задачи курсового проектирования. Курсовой проект имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами при изучении курса "Планирование на предприятии", а также получение навыков в самостоятельном решении вопросов разработки бизнес-планов и финансового планирования на предприятии (в строительных организациях).
Порядок выполнения и защита курсового проекта. Работа над проектом выполняется студентами вне аудитории. Консультации проводятся вне сетки часов аудиторных занятий.
Студенты используют в работе нормативную, справочную литературу. Требования к оформлению курсового проекта определяются в установленном порядке.
Если курсовой проект не допущен преподавателем к защите, то студент должен переработать проект в соответствии с указаниями преподавателя.
При неудовлетворительной защите проекта студенту дается определенный срок для его исправления, после чего назначается повторная защита. Проект не допускается к защите без наличия задания, выданного студенту в установленном порядке.
Содержание курсового проекта
Задание и исходные данные курсового проекта:
1. Назначение и источники финансирования.
2. Баланс предприятия.
3. Прогнозирование выручки от реализации продукции.
4. Планирование переменных издержек.
5. Планирование постоянных издержек.
6. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия.
7. Планирование движения денежных средств.
8. Расчет финансовых показателей.
9. Анализ безубыточности предприятия.
Ключевыми составляющими любого успешно работающего предприятия являются стратегия его развития и контроль. При этом стратегия определяет, что из себя представляет предприятие в настоящем, как оно будет функционировать и развиваться в будущем. С помощью контроля определяется соответствие полученных результатов целям, определенным стратегическим планированием.
Основные стратегические задачи любого бизнеса можно сформулировать следующим образом:
- узнать, что хотят ваши потребители;
- удовлетворить их потребности;
- получить прибыль.
Эффективность решения этих задач во многом зависит от обоснованности плана и использования его как инструмента контроля в бизнесе.
Баланс предприятия составляется по окончании отчетного периода (квартала, года) и отражает, по сути, результаты принимаемых решений. В частности, он показывает текущую величину оборотного и основного капитала, наличие денежных средств в кассе и на счетах, стоимость материальных и нематериальных активов, размер акционерного капитала предприятия в данный момент, а также иные источники формирования средств предприятия, долговые обязательства и т.д.
Отчет о прибылях и убытках или отчет о финансовых результатах позволяет показать, насколько эффективно (прибыльно или убыточно) работает хозяйственная система предприятия в течение определенного периода.
Отчет о движении денежных средств (КЭШ -ФЛО или поток наличности) призван продемонстрировать, насколько хорошо предприятие управляет своими денежными средствами (находящимися как на счетах в банке, так и в кассе) для обеспечения ликвидности. Именно поступление и расходование денежных средств нужно контролировать прежде всего как для своевременной оплаты счетов и оптимального привлечения заемных средств, так и для эффективного вложения временно свободного капитала. Предприятие, которое не в состоянии вовремя оплатить свои счета, не может долго просуществовать, даже если оно прибыльно.
Поддерживать баланс между прибыльностью и ликвидностью непросто, поскольку действия, направленные на улучшение каждого из этих показателей, могут противоречить друг другу. Зачастую компании с высокой прибыльностью терпят неудачу из-за отсутствия реальных денежных средств на счетах, необходимых для оплаты текущих расходов.
Показатель ликвидности может ухудшиться вследствие быстрого роста производства в погоне за высокими прибылями и истощения денежных средств предприятия. Ключевая роль отчета о результатах и анализа движения денежных средств состоит как раз в том, чтобы позволить вовремя разглядеть возникновения такого рода проблем и принять необходимые меры для их разрешения.
Анализ безубыточности основывается на информации, полученной из отчета о результатах и анализа движения денежных средств. Он, в частности, позволяет показать объем дохода от реализации, который необходим для покрытия постоянных и переменных расходов, связанных с деятельностью предприятия. Этот документ являются основным при принятии решений, связанных с возможностью различных затрат - от покупки оборудования до принятия на работу нового сотрудника. Без него невозможно принять более или менее обоснованное решение об уровне цен на продукцию - можно ли их снижать или, наоборот, необходимо повысить.