Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Контроль и ревизия в бюджетном учреждении - допускаемые нарушения и ошибки

Опираясь на вышеприведенные нормы, судьи пришли к выводу, что основанием для возникновения объекта налогообложения у плательщиков НДС является совершение ими операций по реализации товаров (работ, услуг).

Поскольку ст. 143 НК РФ не предусмотрены какие-либо исключения для некоммерческих организаций, суд указал, что бюджетные учреждения, входящие в состав некоммерческих организаций, также являются плательщиками НДС и, следовательно, обязаны выполнять функции по исчислению и уплате налога, формированию и сдаче отчетности.

В рассматриваемом случае учреждение осуществляло операции по реализации сельхозпродукции и предоставляло услуги по аренде. Судьи правомерно указали, что данные операции не входят в перечень освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 146 и 149 НК РФ.

Кроме того, в уставе учреждения зафиксировано, что оно является юридическим лицом, среди видов деятельности которого заявлена в том числе предпринимательская и иная приносящая доход деятельность, осуществляемая на возмездной основе.

Таким образом, суд пришел к выводу об обязанности учреждения при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, уплачивать налог в бюджет в порядке, установленном гл. 21 НК РФ.

Приведенные в жалобе учреждения ссылки на нормы БК РФ были отклонены судом, как не относящиеся к существу рассматриваемого спора (Постановление ФАС СЗО от 22.01.2010 N А56-24676/2009).

В деле, рассмотренном судьями ФАС ВВО (Постановление от 11.01.2010 N А38-1911/2009), налоговая инспекция сочла, что нормы Налогового кодекса (ст. 39, 146, 149) и Бюджетного кодекса (п. 3 ст. 41) применены неправильно. По мнению налоговиков, гл. 21 НК РФ не содержит положений, позволяющих исключить из объекта обложения НДС выручку от реализации государственного имущества, используемого на праве оперативного управления.

Приходя к заключению о том, что у бюджетного учреждения не возникает объекта обложения НДС при реализации государственного имущества, используемого им на праве оперативного управления, суды опирались на нормы Налогового кодекса - ст. 38, 39, 146, п. 2 ст. 153. Кроме того, учитывались положения гражданского законодательства. В силу ст. 120, 296 и 298 ГК РФ бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Правом изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, обладает собственник указанного имущества. В связи с этим довод инспекции был обоснованно отклонен судом.