Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Контроль и ревизия в бюджетном учреждении: проверки, проводимые органами милиции, прокуратуры и пожарной инспекцией

Проведение оперативно-разыскных мероприятий органами милиции


Проверочная закупка. В соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ к оперативно-разыскным мероприятиям, которые, как отмечалось ранее, вправе осуществлять органы милиции, относится в том числе проверочная закупка. Проверочная закупка может осуществляться в различных целях, однако наиболее распространено ее проведение для выявления административного правонарушения в области законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Важно заметить, что очень частым нарушением является проведение контрольной закупки налоговыми органами и наложение соответствующих штрафов: проводить ее налоговые органы вправе только в присутствии органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ. Это вытекает из законодательства и подтверждается судебной практикой.

Например, в Постановлении Десятого ААС от 18.02.2010 N А41-36277/09 сказано: поскольку проверка проводилась только сотрудником налогового органа и протокол об административном правонарушении составлен и подписан лишь им, апелляционный суд приходит к выводу, что протокол составлен при осуществлении контрольных мероприятий. В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 144-ФЗ контрольная закупка, которая относится к оперативно-разыскным мероприятиям, произведена должностным лицом инспекции, не наделенным правом проводить оперативно-разыскные мероприятия.

Осуществление контроля за применением организациями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона N 144-ФЗ допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным законом.

Согласно ст. 13 Федерального закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный при проведении должностным лицом инспекции проверочной закупки в рамках осуществления контроля за применением контрольно-кассовой техники, не может расцениваться как факт, полученный в соответствии с требованиями закона и подтверждающий событие правонарушения.

Аналогичное решение принято в Постановлении Десятого ААС от 01.10.2009 N А41-21785/09.

Осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. В КоАП РФ подробно регламентируется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также порядок изъятия вещей и документов. В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ, в том числе сотрудниками органов милиции. Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица или его представителя и двух понятых. В случае необходимости могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. При применении фото- и киносъемки в протоколе делается соответствующая запись. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица либо (в случаях, не терпящих отлагательства) иным представителем юридического лица, а также понятыми. В случае отказа законного представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю.

Изъятие вещей и документов. Статья 27.10 КоАП РФ посвящена правовому регулированию изъятия вещей и документов, которое также может быть осуществлено органами милиции. Изъятие вещей, явившихся орудиями или предметами совершения административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется органами милиции в присутствии двух понятых. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. В случае если у юридического лица изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе.

В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица, указанному в протоколе. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.


Полномочия прокуратуры РФ


Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, всеми субъектами права, в том числе юридическими лицами. Надзор осуществляется главным образом путем проведения проверок. Проверки исполнения законов проводятся исключительно на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Важно отметить, что в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) прямо устанавливается, что органы прокуратуры не подменяют другие государственные органы. Для обеспечения законности в деятельности государственных и муниципальных организаций целесообразно использовать возможности органов контроля, надзор за законностью деятельности которых осуществляет прокуратура.

Для надлежащего осуществления проверок прокурор в соответствии со ст. 22 Федерального закона N 2202-1 наделяется следующими правами:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения юридических лиц, получать доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах их нарушения;

- требовать от руководителей и других должностных лиц организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель вправе по основаниям, установленным законом, возбудить производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в данной сфере остается неблагополучным. Нарушение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов присутствует практически во всех сферах экономики.

В Приказе Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" прямо сказано: в целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора на данном направлении... приказываю... Обеспечить безусловное соблюдение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Кроме того, приказано исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность организаций, незаконного приостановления либо прекращения их деятельности, а также вовлечения органов прокуратуры, иных правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственные споры между организациями.

При этом не должен ослабевать надзор за исполнением законов самими хозяйствующими субъектами, которые наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и осуществлять деятельность, не нарушая прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов, общества и государства.

С учетом требования о недопустимости подмены прокуратурой иных государственных органов в Федеральном законе N 2202-1 определяются поводы и основания проверок исполнения законов. Для проведения проверки существуют обязательные условия:

- прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона;

- содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуется принятие мер непосредственно прокурором.

Поводами для проверок являются поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение правонарушений прокурором.

Прокурорская проверка может быть проведена только при наличии информации о нарушении закона, но не подзаконного акта.

Действия прокуратуры по организации проверок регламентированы в том числе приказами Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях", от 17.12.2007 N 200 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации".

При проведении проверок бюджетных организаций прокурор может вынести представление, постановление и предостережение о недопустимости нарушения закона.

Представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона выносится прокурором или его заместителем должностному лицу, которое полномочно устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было сделано, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.


Федеральный закон N 294-ФЗ и проверки, проводимые органами милиции и прокуратуры


Важно отметить, что Федеральный закон N 294-ФЗ, посвященный ограничениям прав государственных и муниципальных органов и гарантиям субъектов предпринимательской деятельности, не применяется в рассматриваемых нами случаях проверок. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотренные в нем положения не применяются к действиям государственных органов при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования.

Кроме того, устанавливается, что все внеплановые проверки юридических лиц должны быть согласованы с органом прокуратуры (п. 5 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ). При этом органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок. Для реализации данных положений был выпущен Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Что касается плановых проверок, порядок подготовки ежегодного плана их проведения, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Такой документ начал действовать с 20.07.2010 - Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. К данному документу разработан и утвержден Приказ Генпрокуратуры РФ от 11.08.2010 N 131 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".


Проведение проверок пожарной инспекцией


Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Основными нормативными актами, в соответствии с которыми действуют органы пожарного надзора, являются Федеральный закон N 69-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре", которым утверждены одноименное положение.

В силу ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

- организовывать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти разработку нормативных документов по пожарной безопасности, а также нормативных документов, регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

- осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

- вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о принятии мер пожарной безопасности;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

- входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

- производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности;

- вызывать в органы управления и подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

- налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

Порядок проведения контрольных мероприятий установлен Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517. Кроме того, при проведении проверок органы пожарного надзора обязаны руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Сроки и периодичность проведения проверок. В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных), определенных ст. 11 и 12 данного закона, не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц проверяющих органов, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

Согласно ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки в отношении бюджетных организаций могут проводиться не чаще чем раз в три года. Однако п. 9 данной статьи устанавливает, что в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, ревизии могут проводиться два раза в три года и чаще. Перечень соответствующих видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".

Ниже в таблице приведена периодичность проведения плановых проверок органами, осуществляющими пожарный надзор.

Наименование вида деятельности

Периодичность проведения плановых проверок

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи

Не чаще 1 раза в 2 года

Оказание стационарной и санитарно-курортной медицинской помощи

Не чаще 1 раза в 2 года

Дошкольное и начальное общее образование

Не чаще 1 раза в год

Основное общее и среднее (полное) общее образование

Не чаще 1 раза в год

Деятельность детских лагерей на время каникул

1 раз перед началом каникул

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Не чаще 1 раза в год

Уведомление о предстоящей проверке. В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки организация уведомляется проверяющим не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется проверяющим органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями для которой являются:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Порядок организации и проведения проверки. В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка пожарной безопасности проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа пожарного надзора.

Типовая форма распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ N 141).

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Порядок оформления результатов проверки. Согласно ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития РФ N 141.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемой организации под расписку об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки.

Обратите внимание: в соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ организации обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ N 141.

В журнале учета проверок должностным лицом (или лицами) органа пожарного надзора осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая наименование контролирующего органа, даты начала и окончания проведения проверки, сведения о правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях. Указываются также фамилия, имя, отчество и должность должностного лица (или должностных лиц), проводившего проверку, проставляется его (или их) подпись. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись (п. 11 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ).

Отметим, что основная задача пожарного инспектора - проверить соблюдение организацией Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03). В данном акте приведен перечень нормативов пожарной безопасности, которые должны соблюдать организации и учреждения. Отметим, что общие правила, которые приведены в разд. I ППБ 01-03, касаются всех без исключения организаций независимо от отраслевой принадлежности.

Ниже рассмотрим сложившуюся в 2010 году арбитражную практику по нарушениям, обнаруженным в ходе проверок, проведенных пожарной инспекцией.


Постановления ФАС ДВО


В Постановлении ФАС ДВО от 19.03.2010 N Ф03-709/2010 рассмотрен спор по результатам проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях, принадлежащих государственному учреждению. В акте проверки был зафиксирован ряд нарушений, в том числе п. 3 ППБ 01-03, выразившихся в отсутствии эвакуационных выходов со второго и третьего этажей здания, а также несоответствии требуемым пределам огнестойкости маршей и площадок лестницы, расположенной между вторым и третьим этажами. По этому факту в адрес проверяемого учреждения было выдано предписание об устранении всех выявленных нарушений, с чем организация несогласна, поскольку для устранения вышеперечисленных нарушений необходимо переоборудовать здание, которое является памятником истории и культуры в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Данный закон не позволяет производить перепланировку и переустройство подобного рода зданий, а также пристройку к ним каких-либо конструкций. Кроме того, в другой части здания расположен режимный объект-изолятор временного содержания, что, по мнению подателя жалобы, также препятствует выполнению предписания пожарного инспектора.

Отказывая в удовлетворении заявления государственного учреждения об оспаривании предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд отметил следующее.

В соответствии со ст. 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в ППБ 01-03. Наряду с данным документом следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03), в том числе Строительными нормами и правилами РФ "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Таким образом, указанные обстоятельства правомерно расценены должностными лицами МЧС, осуществившими проверку, как нарушение правил пожарной безопасности.

Следующая спорная ситуация была рассмотренная в Постановлении ФАС ЗСО от 26.02.2010 N А67-7016/2009 и заключалась в следующем. Департамент муниципалитета города (далее - Департамент) передал в безвозмездное пользование помещения другому государственному учреждению. В ходе проверки помещений пожарной инспекцией были выявлены:

- нарушения требований ППБ 01-03: помещения не обеспечены необходимым количеством первичных средств пожаротушения, на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности; отсутствует поэтажный план эвакуации; не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны;

- нарушения Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Указанные нарушения были зафиксированы в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности, на основании которого было выдано предписание в адрес Департамента об устранении нарушений. Департамент с заявленными требованиями не согласился и мотивировал свой отказ в устранении нарушений тем, что инспектор вышел за пределы своих полномочий по распределению обязанностей между лицами в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности. Департамент считает, что помещения переданы в состоянии, пригодном для целевого назначения, обязанность нести расходы по содержанию полученного в безвозмездное пользование имущества установлена договором в лице того, кому передано данное имущество.

Отказывая в удовлетворении заявления Департамента о признании незаконным и отмене предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд установил факт нарушения заявителем ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ и других нормативных актов в части пожарной безопасности. Как отметили арбитры, факт нахождения помещения в безвозмездном пользовании у иного лица не влияет на обязанность заявителя как лица, уполномоченного распоряжаться, владеть и пользоваться данным объектом недвижимости, соблюдать требования пожарной безопасности в данном помещении.

Постановление ФАС ПО от 02.02.2010 N А55-10836/2009. Как следует из материалов дела, административным органом была проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в муниципальном дошкольном учреждении - детском саду "Радуга", в ходе которой выявлено несоблюдение требований пожарной безопасности. В учреждении - организации с массовым пребыванием людей - отсутствовала прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи, не были демонтированы деревянные конструкции пристроя основного выхода, могущие способствовать скрытому распространению горения, из групповых помещений не выполнено по два рассредоточенных выхода, что является нарушением п. 3, 36, 53, 142 ППБ 01-03. О фактах выявленных нарушениях было сообщено в орган местного самоуправления муниципального района, а также составлен протокол об административном правонарушении по п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. С данным решением администрация муниципального района не согласилась и обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления государственного пожарного инспектора.

Суд, вынося решение, отметил следующее. В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на руководителей организаций. При этом согласно п. 1 ст. 38 данного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

При указанных обстоятельствах судом правомерно сделан вывод о том, что администрация является лицом, ответственным за несоблюдение в учреждениях требований пожарной безопасности. Следовательно, назначение административного наказания по п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ обоснованно.

Постановление ФАС СКО от 14.04.2010 N A32-48312/2009-11/940-28АЖ. В ходе проведения контрольных мероприятий по соблюдению правил пожарной безопасности установлено, что при проверке работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, управления эвакуацией в помещениях организации нарушены положения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - Технический регламент), и ППБ 01-03:

- регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией не проводятся в соответствии с годовым планом-графиком, разработанным с учетом технической документации завода-изготовителя;

- не обеспечено функционирование кабелей и проводов системы пожарной сигнализации в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, обнаружения пожара, управления другими техническими средствами;

- не обеспечено функционирование системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания;

- оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией не выполнено обеспечивающим подачу световых сигналов;

- не обеспечена работоспособность систем противопожарной защиты в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасное место;

- система оповещения людей о пожаре не выполнена обеспечивающей однозначное информирование людей о пожаре - отличием сигналов оповещения по тональности от сигналов другого назначения;

- автоматическая пожарная сигнализация не выполнена обеспечивающей подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре с учетом количества смонтированных пожарных извещателей в одном помещении.

По данному факту пожарным инспектором в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности по п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Не согласившись с указанным постановлением, организация обжаловала его в арбитражный суд.

Суд, отказывая в удовлетворении заявления организации о признании незаконным и отмене постановления пожарной инспекции о привлечении к административной ответственности по п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, отметил, что в силу п. 2 ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Факт нарушения заявителем требований Технического регламента и ППБ 01-03 подтверждается материалами дела, а следовательно, оснований для отмены административного наказания не имеется.

Постановление ФАС ВСО от 21.07.2010 N А19-2862/10. как следует из материалов дела, постановлением администрации города на его территории был введен особый противопожарный режим. При проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности Комитетом по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) надзорным органом были вскрыты нарушения требований ППБ 01-03:

- помещения в общежитиях не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;

- не оборудована речевая система оповещения людей о пожаре с трансляцией текста;

- эвакуационные выходы в общежитии не оборудованы световыми оповещателями "Выход";

- на путях эвакуации - лестничных клетках оконные проемы заложены кирпичом, отсутствует проектная документация на отступление от проекта;

- отсутствует сертификат пожарной безопасности на отделочный материал;

- общежитие недоукомплектовано порошковыми огнетушителями объемом 5 литров класса пожаротушения А.Е в количестве 26 штук, пожарные рукава не оборудованы полугайками для подключения к стволу, пожарному крану и др.

Постановлением органов пожарного надзора КУМИ привлечен к административной ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, - штрафу в размере 20 000 руб. Не согласившись с выводами пожарного инспектора, а также с мерой наказания, КУМИ обратился в арбитражный суд.

Суд, рассмотрев все обстоятельства дела, обосновано отклонил довод подателя кассационной жалобы о том, что здания спорных общежитий, в которых выявлены вышеприведенные нарушения, не являются собственностью КУМИ, поскольку до настоящего времени являются муниципальной собственностью, при этом статус "общежитие" согласно документам не изменен.

В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия КУМИ всех зависящих от него мер по выполнению обязанности содержания жилых домов в соответствии с противопожарными требованиями не представлено.

Учитывая наличие нарушений требований пожарной безопасности, подтвержденных материалами дела, выводы судов о законности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в условиях особого противопожарного режима правомерны.

Постановление ФАС ДВО от 12.07.2010 N ФОЗ-5036/2010: по результатам проверки муниципальной общеобразовательной школы на соблюдение мер пожарной безопасности государственным инспектором было вскрыто нарушение п. 3, 36 ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85, п. 7.12, 7.13 СНиП 21.01-97, выразившееся в отсутствии обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания огнезащитным составом. На основании материалов административного дела заместителем главного государственного инспектора пожарного надзора было вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в размере 10 000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, МОУ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установив, что образовательным учреждением допущены нарушения правил и норм пожарной безопасности при возможности их соблюдения, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях МОУ состава административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом суды правомерно исходили из того, что школа является учреждением образования с массовым пребыванием детей, несоблюдение правил пожарной безопасности которым не обеспечивает безопасность пребывания детей и создает непосредственную угрозу их жизни.

Ссылки заявителя на невозможность соблюдения норм пожарной безопасности ввиду отсутствия достаточных финансовых средств являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По мнению арбитров, это основание не является веским для несоблюдения требований пожарной безопасности и не освобождает руководителя и учреждение от привлечения к административной ответственности.

Постановление ФАС УО от 20.01.2010 N Ф09-11096/09-С1: в судебном заседании была рассмотрена жалоба муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области о привлечении учреждения к административной ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности. При рассмотрении всех обстоятельств дела арбитрам был представлен целый ряд нарушений, которые свидетельствовали о несоблюдении элементарных норм безопасности детей и педагогов:

- покрытие пола в коридорах первого и второго этажей было выполнено из материала с недопустимой пожарной опасностью с показателями выше Г1, В1, Д1, Т1, РП1, чем нарушены требования ст. 134, табл. 28, табл. 3 Технического регламента;

- на дверях, отделяющих коридор от лестничной клетки, отсутствовали приспособления для самозакрывания и уплотнения их в притворах, чем нарушены требования ст. 53 Технического регламента, п. 4.2.7 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. СП 1.13130.2009", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171 (далее - Свод правил);

- наружная эвакуационная лестница со второго этажа здания школы не соответствует требованиям ст. 53 Технического регламента, п. 4.4.1, 4.4.2 Свода правил;

- ступени лестницы окрашены масляной краской, чем нарушены требования ст. 134, табл. 28, табл. 3 Технического регламента, п. 53 ППБ 01-03;

- на окнах помещения столярной мастерской установлены глухие металлические решетки, чем нарушены требования п. 40 ППБ 01-03, и др.

Таким образом, ФАС пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции вынесено правомерно и отмене не подлежит. Более того, арбитры напомнили, что в соответствии со ст. 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и принимать все меры к устранению нарушений, которые выявлены в ходе проведения контрольных мероприятий. Ответственность за нарушения в соответствии с действующим законодательством несет не только собственник имущества, но и лица, назначенные в установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной безопасности.


Ответственность за нарушения пожарной безопасности


За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ.

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб.;

- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ)

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;

- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;

- на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб. (п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ). За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф:

- для должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб.;

- для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность:

- минимальную - штраф до 80 000 руб.;

- максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (п. 1 ст. 219 УК РФ).

Если же нарушения данных правил повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (п. 2, 3 ст. 219 УК РФ).