Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Контроль и ревизия в бюджетном учреждении: проверки, проводимые органами милиции, прокуратуры и пожарной инспекцией

Проведение оперативно-разыскных мероприятий органами милиции


Проверочная закупка. В соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ к оперативно-разыскным мероприятиям, которые, как отмечалось ранее, вправе осуществлять органы милиции, относится в том числе проверочная закупка. Проверочная закупка может осуществляться в различных целях, однако наиболее распространено ее проведение для выявления административного правонарушения в области законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Важно заметить, что очень частым нарушением является проведение контрольной закупки налоговыми органами и наложение соответствующих штрафов: проводить ее налоговые органы вправе только в присутствии органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ. Это вытекает из законодательства и подтверждается судебной практикой.

Например, в Постановлении Десятого ААС от 18.02.2010 N А41-36277/09 сказано: поскольку проверка проводилась только сотрудником налогового органа и протокол об административном правонарушении составлен и подписан лишь им, апелляционный суд приходит к выводу, что протокол составлен при осуществлении контрольных мероприятий. В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 144-ФЗ контрольная закупка, которая относится к оперативно-разыскным мероприятиям, произведена должностным лицом инспекции, не наделенным правом проводить оперативно-разыскные мероприятия.

Осуществление контроля за применением организациями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона N 144-ФЗ допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным законом.

Согласно ст. 13 Федерального закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный при проведении должностным лицом инспекции проверочной закупки в рамках осуществления контроля за применением контрольно-кассовой техники, не может расцениваться как факт, полученный в соответствии с требованиями закона и подтверждающий событие правонарушения.

Аналогичное решение принято в Постановлении Десятого ААС от 01.10.2009 N А41-21785/09.

Осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. В КоАП РФ подробно регламентируется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также порядок изъятия вещей и документов. В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ, в том числе сотрудниками органов милиции. Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица или его представителя и двух понятых. В случае необходимости могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. При применении фото- и киносъемки в протоколе делается соответствующая запись. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица либо (в случаях, не терпящих отлагательства) иным представителем юридического лица, а также понятыми. В случае отказа законного представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю.

Изъятие вещей и документов. Статья 27.10 КоАП РФ посвящена правовому регулированию изъятия вещей и документов, которое также может быть осуществлено органами милиции. Изъятие вещей, явившихся орудиями или предметами совершения административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется органами милиции в присутствии двух понятых. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. В случае если у юридического лица изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе.

В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица, указанному в протоколе. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.