Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Основы страхования предпринимательских рисков: авиационное страхование, страхование космических рисков

 

Клубы взаимного страхования


Морское страхование включает в себя и страхование ответственности судовладельцев, которым покрывается большое количество рисков, включая такие как: смерть, телесные повреждения и увечья, причиненные экипажу суд­на и работникам портов, ответственность за загрязнение моря нефтепродукта­ми, ответственность за последствия морских аварий и т.д. Страхование ответственности судовладельцев производится, как правило, не коммерческими страховыми компаниями, а на принципах взаимного страхования путем объединения судовладельцев в клубы взаимного страхования.

По договору страхования судов (каско) страховщиком, как правило, принимается на страхование ответственность судовладельцев за столкновение судов, только в пределах 3/4 размена возможного ущерба, а 1/4 остается на риске судовладельца как своеобразная франшиза. Поэтому судовладельцы стали искать выход из сложившегося положения и объединились в своеобразные организации, которые ставили своей целью возмещение убытков на коллективной основе. Форма такого коллективного страхования заключалась в том, что страхователи - владельцы судов создавали общий страховой фонд, из которого возмещались убытки, возникшие у того или иного участника этого страхования.

Взаимное страхование ответственности судовладельцев получило широкое распространение. В настоящее время в мире действует около 70 таких клубов, крупными считаются клубы Англии, Норвегии, США, Швеции. Самым главным принципом деятельности этих клубов является то, что они не преследуют цели извлечения прибыли из своих операций, а призваны лишь защищать своих участников от понесенных убытков.

Руководящим органом такого клуба является совет директоров, избираемый из представителей судовладельцев. Совет собирается по мере надобности для решения принципиальных вопросов страхования и финансовой политики.

Финансовую базу клубов составляют взносы его членов, из которых формируются страховые фонды, предназначенные для оплаты возможных претензий к судовладельцам - членам клуба для покрытия расходов по ведению дела.

Размеры страховых взносов основываются на среднестатистических показателях убыточности за ряд лет и зависят от состава флотов, входящих в тот или иной клуб - типа судна, района плавания, объема страховой ответственности, а также требований национального законодательства в отношении ответственности судовладельцев за действия членов экипажа судна и его агентов.

Страховые взносы делят на три вида: предварительные, дополнительные и чрезвычайные.

Каждый финансовый год в таких клубах начинается с полудня 20 февраля каждого года и заканчивается в полдень 20 февраля следующего года.

В первый день такого года совет директоров устанавливает размер предварительного взноса.

В случае возникновения катастрофических убытков, на покрытие которых недостаточно средств клуба, прибегают к сбору чрезвычайных взносов.

Объем и виды ответственности судовладельцев, которые покрываются страхованием в клубах взаимного страхования, обычно в каждом отдельном случае зависят от правил того или иного клуба. Из всего этого можно сделать такой вывод, что хотя в клубах взаимного страхования могут быть застрахованы различные виды ответственности, каждый из клубов ограничивает круг своей ответственности только рисками, определенными в правилах этих клубов.

Клубы взаимного страхования в различных сочетаниях и объемах принимают на себя ответственность по следующим рискам:

- ответственность за потерю жизни, телесное повреждение, за болезни и репатриацию;

- ответственность за столкновение с другими судами;

- ответственность за вред, причиненный неподвижным или плавающим объектам;

- ответственность за повреждение судов, не вызванное столкновением;

- ответственность по договорам буксировки;

- ответственность по договорам и гарантиям;

- ответственность за удаление остатков кораблекрушения;

- расходы в связи с карантином;

- ответственность за сохранность перевозимого груза;

- неполучение причитающейся с груза доли по общей аварии;

- доля судна по общей аварии;

- штрафы;

- порядок применения франшизы.

Рассмотрение претензий. При наступлении страхового случая судовладелец должен сообщить клубу или его агентам о происшествии и представить аварийные сертификаты, акты экспертизы, расчеты, оправдательные и другие документы, относящиеся к убытку. На обязанности судовладельца остается принятие всех мер к предотвращению или уменьшению убытка и возможных расходов.