Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

История страхования: развитие страхования в СССР и России - Нормативное регулирование

Нормативное регулирование страхового рынка


27 ноября 1992 г. был принят Закон № 4015-1 "О страховании".

Закон регулировал отношения в области страхования между страховы­ми организациями, гражданами и предприятиями и устанавливал основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. В за­коне оговаривалось, что законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридиче­скими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на тер­ритории Российской Федерации (ст. 6). Государственный надзор за страхо­вой деятельностью призвана осуществлять Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), основная функция ко­торого — выдача лицензий на осуществление страховой деятельности, кон­троль за обоснованностью страховых тарифов и за обеспечением платеже­способности страховщиков, установление правил формирования и разме­щения страховых резервов. Росстрахнадзор был вправе требовать отчетность о страховой деятельности от страховщиков и при выявлении нарушений приостанавливать действие лицензий или отзывать лицензии. Первым ру­ководителем Росстрахнадзора был назначен Юрий Степанович Бугаев, про­фессиональный страховщик, ранее возглавлявший Госстрах РСФСР.

В конце 1996 г. функции Росстрахнадзора были переданы Департамен­ту страхового надзора Министерства финансов России, который возглавил Валерий Алексеевич Сухов, ему на смену пришел Илья Вадимович Ломакин-Румянцев, за ним с 2001 г. — Константин Иванович Пылов. Весной 2004 г. в рамках административной реформы была образована Федеральная служба страхового надзора (ФССН), руководителем которой вновь стал И.В.Ло­макин-Румянцев.

О роли страхового надзора говорит тот факт, что начиная с ноября 1992 г. до ноября 1996 г. были отозваны лицензии у 460 страховых компа­ний, а у 680 компаний были приостановлены лицензии на определенный период времени. Такие строгости, безусловно, играли большую роль при формировании способов контроля, равно как и повышения ответственно­сти отечественных страховщиков.

Позитивный вклад в разви­тие российского страхования внес Цыганов Андрей Васильевич с 1994 г. и по настоящее время занимается вопросами госу­дарственного регулирования страхового рынка в аппарате Правительства Российской Федерации. Принимал активное участие в разработке перво­очередных мер по развитию рынка страхования в Российской Федерации (1996), Основных направлений развития национальной системы страхова­ния в Российской Федерации (1998 г.) и Концепции развития страхования в Российской Федерации (2002 г.), а также целого ряда нормативных актов Правительства России и федеральных законов о страховании и негосудар­ственном пенсионном обеспечении.

Дальнейшее совершенствование страхового законодательства было вызвано политическими и экономическими изменениями в стране после 1992 г., проявившимися противоречиями между страховым законодатель­ством и правительственными постановлениями, необходимостью более широкого допуска иностранцев в связи с готовящимся вступлением Рос­сии во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

В декабре 1995 г. Госдума после 3-го чтения одобрила новую версию страхового закона, которая была разработана соответствующим комите­том Думы. В этом законе предусматривалось участие иностранного капи­тала в российских страховых организациях в размере, не превышающем 49%. Однако президент Б.Н.Ельцин наложил вето на этот законопроект, требуя его доработки в свете проводящихся экономических реформ. В со­ответствии с пожеланиями президента в течение 1996 г. действующий закон о страховании несколько раз корректировался. В декабре 1996 г. пре­зидент, рассмотрев новую редакцию закона, пришел к заключению, что обновленный закон в таком виде не нужен и будет достаточно изменить и расширить главу 48 ГК РФ, которая имеет дело со страхованием, и эта из­мененная глава устранит все противоречия страхового закона.

Однако любые изменения Гражданского кодекса требовали одобрения двух палат российского парламента, и они должны были занять много вре­мени. В конце концов, был достигнут консенсус, и 31 декабря 1997 г. пре­зидент подписывает принятый Государственной Думой и одобренный Со­ветом Федерации федеральный закон о внесении изменений и дополне­ний в ФЗ "О страховании", получивший в результате преобразований но­вое наименование — ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Фе­дерации". В законе были учтены все предложения президента. Однако ст.6, предусматривающая установление ограничений при создании иностран­цами страховых организаций в России, осталась без изменений.

В целях повышения финансовой устойчивости страховых компаний ст. 25 Закона устанавливала минимальный размер оплаченного капитала для получения лицензии на осуществление страховой деятельности: не ме­нее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда /МРОТ/ при проведе­нии видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тысяч МРОТ при проведении страхования жизни; не менее 50 тысяч МРОТ при проведении исключительно перестрахования.