Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Зарубежный опыт управления: государственная служба в Великобритании, управление трудом в Японии

Основные концепции и модели взаимоотношений центральной и местной власти


Концепция «способствующей власти».

Местные власти стремятся также оказывать давление на вышестоящие уровни власти или иные организации, либо стимулировать частный сектор для обеспечения населения своего сообщества необходимыми услугами, т.е. они как бы способствуют достижению конечной цели (оказание услуг), а обеспечивают сам механизм ее достижения. Эта концепция «способствующей власти» активно внедряется в общественном управлении на Западе.

Один из основных способов решения задач управления заключается в постоянном мониторинге основных потребностей и желаний жителей сообщества и поиске путей наиболее эффективного их удовлетворения. Теперь вместо того, чтобы самим оказывать те или иные услугам, местные власти предпочитают играть роль уполномоченных, передавая права на оказание этих услуг различным государственным, общественным или частным организациям.

Концепция партнерства.

В сфере взаимоотношений между центральным и местным уровнями управления в большинстве стран Запада доминирующее влияние сегодня имеет концепция партнерства различных уровней власти, согласно которому каждый уровень играет свою особенную роль в системе общественного управления. В ряде стран руководители и депутаты местных сообществ являются одновременно представителями центральной власти, что помогает лучше понимать позиции друг друга. Для обеспечения гарантий местным органам власти по реализации возложенных на них функций и полномочий существует обычно законодательно закрепленный механизм, страхующий местные власти от несанкционированного вмешательства центра в местные дела.

Концепция партнерства различных уровней власти во многих странах Западной Европы играет доминирующее влияние сегодня имеет. Кроме того, в ряде стран (Испания, Франция, Швеция и др.) руководители и депутаты местных сообществ являются одновременно представителями центральных исполнительных и представительных органов власти, что помогает разным уровням власти лучше понимать позиции друг для друга.

Концепция финансового и иных форм контроля.

Для обеспечения гарантий местным органам власти по реализации возложенных на них функций и полномочий существует обычно законодательно закрепленный механизм, страхующий местные власти от несанкционированного вмешательства центра в местные дела. Но наряду с этим предусматривается и регулярный контроль за соблюдением местными органами власти национального законодательства и Конституции, осуществляемый в разных странах по-разному (через постоянных представителей центрального правительства на местах, путем разовых правительственных инспекционных проверок, посредством судебных органов и т.д.).

В законодательстве многих стран предусмотрен также и финансовый контроль за деятельностью местных органов власти посредством систематического предоставления аудиторских отчетов о их деятельности. Причем финансовый контроль со стороны центра за местными властями в последние годы усилился, т.к. рост дефицита государственного бюджета, характерный для большинства стран Запада, вынуждает их центральные правительства следить за общим объемом общественных расходов, в котором доля местных расходов весьма значительна.

Концепция структурных преобразований.

Структура власти показывает взаимосвязь различных власти управления и то как они вписываются в общую систему управления. В большинстве стран предпочтение отдается многоуровневой системе, при которой более масштабная деятельность осуществляется высшим уровнем власти.

В ряде стран (Франция, Италия, Испания) относительно недавно был сформирован еще один региональный уровень власти. И сегодня в Европе наблюдается общая тенденция предоставления больше власти региональному управлению, что является частью общего процесса децентрализации и обеспечивает повышение эффективности власти и ее ответственности перед населением за предоставляемые ему услуги.

На самом низшем уровне местного управления, соответствующего территории, наиболее четко идентифицируемой ее жителями как своей, регулярно возникают конфликты из-за несоответствия между необходимостью иметь относительно небольшие единицы местного управления и потребностью в достаточно больших органах власти для обеспечения экономической эффективности общественного управления.