Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Современная система административно-государственного управления

Современная система административно-государственного управления


Структура управления, которая составляет основу современной системы административно-государственного управления – это совокупность устойчивых связей в системе управления, обеспечивающих ее целостность.

Существует множество различий в формах организации и деятельности центральных и местных органов власти. Эти особенности зависят от экономического, социального развития того или иного общества, политического режима, типа территориальной организации государства и т.д. Но можно довольно отчетливо выделить два основных типа современной системы административно-государственного управления – федеральный и унитарный.

Унитарная система предоставляет входящим в нее территориям очень мало автономии, основное управление осуществляется непосредственно из столицы. Территориальные подразделения существуют для административного удобства. Федеральная система управления состоит из единиц, имеющих значительную собственную политическую жизнь. Эти единицы не могут быть произвольно упразднены или изменены центральной властью.

Среди причин, которые привели к формированию федерального типа, можно отметить следующие:

1) стремление укрепить государственную безопасность (соединение государств);

2) заинтересованность в агрессивной экспансии;

3) надежды определенного социального класса в получении каких-либо экономических преимуществ;

4) способ сохранения национального единства.

Федерализм достаточно эффективно защищает местную автономию, создавая, как правило, три уровня управления: национальный, региональный, местный. Таким образом, формируется своеобразная пирамида власти. Распределение административных функций между федерацией и ее субъектами, как правило, имеет ряд последствий:

1) это приводит к неоднородности государственного аппарата. Каждый член федерации может выбрать структуру своих административных учреждений по собственному усмотрению;

2) это приводит к созданию двух этажей администрации, между которыми нет органической связи;

3) федерализм порождает специфические проблемы в сфере государственной службы в области набора служащих для работы в различных органах управления (засилье одного из регионов).

К особенностям унитарной системы в данном контексте можно отнести то, что правительство и центральная администрация обладают значительным контролем над местной администрацией. В тоже время местное самоуправление достаточно сильно и независимо.

И федеральная, и унитарная системы имеют свои достоинства и недостатки. Концентрация административной власти в унитарных государствах может привести к появлению у граждан чувства, что бесполезно проявлять какую-либо активность. Преимущество федеральной системы – возможность принятия оперативных решений на местном уровне, в такой системе легче экспериментировать. Недостатки федеральной системы – нехватка финансовых средств и экономический дисбаланс между отельными субъектами, возможный непрофессионализм кадров и коррупция. Централизация власти в унитарном государстве может стать преимуществом при решении наиболее сложных проблем современного общества.

Тенденцией последнего времени является эволюция унитарных систем в федеральном направлении, в то время как федеральные системы движутся в унитарном направлении.