Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Содержание и структура инновационного процесса

 

Содержание и структура инновационного процесса


Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте.

В последнем случае она представля­ется как конечный результат научно-производственного цикла. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации (НТИ) — конечный результат научных исследований и разработок.

Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

Инновациям присущи в равной мере три свойства: научно-техническая новизна, производствен­ная применимость, коммерческая реализуемость.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Инновационный процесс означает инновационную деятель­ность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направ­ленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в ви­де нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и раз­работок.

Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь дейст­вий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межор­ганизационный (товарный) и расширенный.

Первая из них пред­полагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Оно в этом случае не принимает непосредст­венно товарной формы.

Во втором случае новшество выступает как предмет купли-продажи.

Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововве­дения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совер­шенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества и его распространение;

2) диф­фузия нововведения.

Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, органи­зация опытного производства и сбыта, организация коммерче­ского производства. В ходе второй фазы общественно полезный эффект перераспределяется между субъектами нововведения, производителями и потребителями. Распространение инновации — это информационный про­цесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуни­кационных каналов, особенностей восприятия информации хо­зяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

Вторая фаза - диффузия инновации — процесс, посредством которого нововведение с течением времени распространяется по коммуни­кационным каналам между членами социальной системы. Иными словами, диффузия — это распространение уже однажды ос­военной и использованной инновации в новых условиях или сферах применения.

В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их каче­ственные характеристики.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии зависит от формы принятия решения, способа передачи информации, свойств социальной системы, а также от свойств самого нововведения.

Один из важных факторов распространения инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-эконо­мическим окружением.

Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия инноваций — это процесс увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих инновации вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Й. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия инновации.

Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравнивают с решениями, приняты­ми предыдущими реципиентами. Но получить такую информа­цию достаточно сложно. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной совокупности фирм. Этим обусловливается неопределенность процессов принятия решений и диффу­зии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Однако возмож­ность извлечения дополнительной прибыли от использования нововведения снижается с течением времени.

Для быстрого рас­пространения инновации нужна развитая инфраструктура. Инновационный процесс имеет циклический характер.