Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Управление внешнеэкономической деятельностью – часть 2

Индекс материала
Управление внешнеэкономической деятельностью – часть 2
Логистический подход к транспортному обеспечению ВЭД
Выход на внешний рынок: способы поиска партнера. Оферта
Понятие международного и типового контрактов
Структура внешнеторгового контракта
Преамбула. Предмет контракта
Цена и сумма контракта
Способы фиксации цены
Определение уровня цены в контракте
Виды скидок
Платежные условия контракта. Валюта платежа и срок платежа
Способы платежа
Формы расчета. Банковский перевод
Аккредитивная форма расчетов
Расчеты по инкассо
Сроки поставки товара
Качество товара
Гарантии
Порядок отгрузки и условия сдачи-приемки товара
Рекламации и штрафные санкции
Упаковка и маркировка
Форс-мажор. Арбитраж. Условия страхования. Прочие условия контракта
Базисные условия поставок
Краткое содержание базисных условий поставки
Базисы ФСА, ФАС, ФОБ
Базисы СФР, СИФ, СПТ, СИП
Базисы ДАФ, ДЕС, ДЕК, ДДУ, ДДП
Внешнеторговая документация
Документы по платежно-банковским операциям
Страховые документы
Транспортные и транспортно-экспедиторские документы
Таможенные документы
Все страницы

Транспортные услуги


Общие положения. Морские перевозки. Железнодорожные и автомобильные перевозки. Воздушные перевозки.

1. В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов, пассажиров и багажа, что и составляет предмет международной транспортной операции.

Процесс доставки товара в международной торговле включает:

- перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны;

- перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны;

- транзитную (через третьи страны) или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с транзитом или перевозками по морским путям.

Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, перевозимых грузов, а также региональных особенностей. Международные сообщения могут быть прямые (бесперегрузочные), смешанные (с использованием двух и более видов транспорта), прямые смешанные (с использованием разных видов транспорта, но по единым транспортным документам).

Международные транспортные услуги включают не только непосредственно перевозочную деятельность, но и целый ряд сопутствующих операций (погрузка, перегрузка, выгрузка перевозимых товаров или багажа и т.д.).

Затраты, связанные с оплатой магистральных видов транспорта и сопутствующих операций, составляют транспортные расходы грузовладельца.

В международном транспортном процессе принимают участие фирма-грузовладелец и фирмы-перевозчики, которые заключают между собой договор перевозки.

2. В международных перевозках лидирует морской транспорт.

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (от англ. tramp – бродяга).

Линейное судоходство организуется на устойчивых географических направлениях с регулярным заходом в порты по расписанию.

Тарифы на линейные перевозки устанавливаются наподобие цен на мировых рынках товаров. Перевозка грузов оформляется коносаментом – документом, в котором подтверждается принятие товара для перевозки у грузовладельца и обязательство перевозчика доставить товар по назначению.

При трамповом судоходстве капитан или владелец судна сам ищет груз и свободно перемещается в зависимости от спроса на тоннаж и предложения грузов.

Наем судна называется фрахтованием, а договор фрахтования, заключаемый между морским перевозчиком и грузовладельцем, - чартером.

В торговом мореплавании применяют следующие виды фрахтования судов:

- фрахтование на один рейс;

- фрахтование на последовательные рейсы; применяется при перевозках больших количеств груза в одном и том же направлении одним и тем же судном;

- фрахтование по генеральному контракту, т.е. соглашение, по которому судовладелец обязуется в течение определенного периода времени перевезти определенное количество грузов;

- фрахтование судна на время – тайм-чартер – т.е. договор, по которому судовладелец обязуется за определенную плату (фрахт) предоставить грузовладельцу судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов;

- фрахтование судна без экипажа – бербоут-чартер – т.е. договор, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить грузовладельцу в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для целей торгового мореплавания.

3. Международные железнодорожные перевозки, как правило, осуществляются на основании многосторонних соглашений (конвенций), которые регулируют правовые взаимоотношения как между железными дорогами разных стран, так и между дорогами и предприятиями, фирмами, частными лицами, пользующимися путями сообщения для перевозки грузов из одних стран в другие.

Перевозки грузов производятся по единому транспортному документу – международной накладной. Форма этого документа и обязанности грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика содержатся в таких международных конвенциях как, например, Бернская конвенция о международных перевозках по железной дороге.

При автоперевозках автомобильная накладная на перевозку груза должна выдаваться в трех экземплярах: первый вручается отправителю, второй прилагается к товарам, а третий остается у перевозчика. Накладная не является оборотным или товарораспорядительным документом. Накладная на перевозку груза является достаточным доказательством заключения договора перевозки, ее условий и получения товаров перевозчиком.

4. При международных воздушных перевозках основным документом, определяющим отношения между участниками воздушной перевозки, является договор воздушной перевозки. По этому соглашению между авиационным предприятием и пассажиром или грузовладельцем авиапредприятие принимает на себя обязательства доставить пассажира или груз в обусловленный пункт назначения, за что пассажир или грузовладелец обязуется уплатить установленную провозную плату. Договор воздушной перевозки пассажира и его условия удостоверяются билетом, сдача багажа – багажной квитанцией.

Согласно условиям договора воздушной перевозки авиаперевозчик грузов автоматически отвечает за гибель или утрату груза, его повреждение или задержку доставки, если эти события произошли во время авиаперевозки. Понятие «авиаперевозка» охватывает весь период, в течение которого груз находится в ведении перевозчика, независимо от того, находится ли груз на аэродроме, на борту самолета или в любом другом месте в случае посадки самолета за пределами аэродрома.

Основным перевозочным документом, являющимся доказательством того, что договор воздушной перевозки груза заключен, является авианакладная. Она составляется в трех оригинальных экземплярах. Первый экземпляр предназначен для перевозчика и подписывается грузоотправителем, второй предназначен для грузополучателя, подписывается грузоотправителем и сопровождает груз, а третий экземпляр подписывается перевозчиком и вручается грузоотправителю после приемки груза для перевозки.