Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Аудит. Методика аудита различных сегментов деятельности (практический аудит) - Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов с персоналом по оплате труда

Индекс материала
Аудит. Методика аудита различных сегментов деятельности (практический аудит)
Аудит учетной политики аудируемого лица
Аудит кассовых операций
Аудит операций по счетам в банках
Аудит финансовых вложений
Аудит операций с основными средствами
Аудит операций с ОС
Аудит операций с нематериальными активами
Аудит операций с НМА
Аудит операций с материально-производственными запасами
Аудит кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками
Аудит дебиторской задолженности покупателей и заказчиков
Аудит кредитов и займов
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Аудит налогообложения прибыли
Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов с персоналом по оплате труда
Аудит расчётов с персоналом
Аудит себестоимости продукции, работ, услуг
Аудит себестоимости
Аудит выручки от продажи
Аудит финансовых результатов и распределения прибыли
Все страницы

Аудит соблюдения трудового законодательства и задолженности перед персоналом по оплате труда 

Цель аудита расчётов с персоналом – проверка соблюдения действующего законодательства о труде и подтверждение достоверности отражения в бухгалтерской отчетности задолженности по расчетам между предпринимателем и его работниками.

Аудиторская проверка расчётов с персоналом является весьма трудоёмкой для средних и крупных предприятий по причине их разнообразия и систематического характера. Данная группа расчётов помимо взаимоотношений предприятия со своими работниками по поводу оплаты труда включает также расчеты по выданным в подотчёт суммам на хозяйственные, командировочные и другие расходы по прочим операциям (предоставленным ссудам, возмещению причиненного ущерба и др.).

Учёт этих расчётов осуществляется на счетах: 70 «Расчёты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Аналитический учёт ведется по каждому сотруднику на соответствующем счёте.

Задачами аудита расчётов с персоналом являются:

- подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражениям их в учёте;

- установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда, других юридических и физических лиц;

- проверка организаций аналитического учёта расчётов с персоналом и взаимосвязи аналитического и синтетического учёта;

- оценка мер, принимаемых администрацией по своевременному взысканию задолженности с работников (по подотчётным суммам, по фактам недостач и порчи ценностей, возврату ссуд и др.)

Источниками информации для проверки расчётов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и пр., табели учета использования рабочего времени, наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчётные и платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учётные регистры (ведомости, журналы-ордера) по счетам 68, 69, 70, 71, 73, 76, 88 и т.д., Главная книга, отчетность и др.

Приступая к проверке расчётов с персоналом по оплате труда и по другим операциям, аудитор должен выяснить, какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии; имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; списочный и среднесписочный состав работников; как организован учёт расчётов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учёта и т.д..); ограничен ли состав сотрудников, получающих наличные деньги на хозяйственные и другие расходы; осуществляется ли на предприятии выдача ссуд, продажа товаров в кредит, как оформляются эти операции и пр.

Достоверность произведенных работникам начислений заработной платы и других выплат (премий, материальной помощи, подарков и т.д.) проверяется обычно выборочно. Для этого выборку включаются данные по различным категориям работающих или уволенных сотрудников (руководителей, специалистов, рабочих), по основным видам начислений (удельный вес которых, как правило, превышает 5 % от общей суммы заработной платы) и по разным временным периодам (обычно, за один месяц каждого квартала). Проверке подвергаются расчетные и платежные ведомости, лицевые счета сотрудников, а также первичные документы (табели, наряды и др.), на основании которых произведены начисления заработной платы. Особенное внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов.

При повременной оплате труда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и соблюдения условий контрактов, а при сдельной – выполнение количественных и качественных показателей, правильность применения норм и расценок.

При проверке первичных документов устанавливается полнота заполнения всех реквизитов, наличие подписей лиц, ответственных за учёт выполненных работ, отсутствие в документах подчисток, не оговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них подставных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля устанавливаются ошибки в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях.