Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Центральный банк: сущность и происхождение. Структура ЦБ РФ - Правовые основы деятельности Центрального банка

Индекс материала
Центральный банк: сущность и происхождение. Структура ЦБ РФ
Происхождение центральных банков
История банковской системы России
Государственный банк Российской Империи
Народный банк РСФСР, Гос. банк СССР
Правовые основы деятельности Центрального банка
Подотчетность Банка России, взаимоотношения с органами гос. власти
Нормотворческая деятельность Банка России
Цели и задачи Банка России
Функции Банка России
Классификация функций Банка России, принципы деятельности
Операции Центрального банка
Классификация операций Банка России
Организационное построение Центрального банка РФ
Органы управления Центрального банка РФ
Совет директоров Банка России
Структура Центрального банка РФ
Департаменты и управления Банка России
Территориальные учреждения Банка России
Расчетно-кассовые центры Банка России
Полевые учреждения Банка России
Основы правового положения служащих Банка России
Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
Задачи денежно-кредитной политики Банка России
Особенности формирования единой государственной денежно-кредитной политики
Все страницы

 

1.3. Правовые основы деятельности Центрального банка

1.3.1. Система законодательства, регулирующего деятельность Центрального банка

Банковское законодательство, в том числе законода­тельство, регулирующее деятельность центрального банка, является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве. В этой связи дея­тельность центрального банка как банка и государственного органа денежно-кредитного регулирования определяется совокупностью законодательных актов.

По отношению к регулированию деятельности цент­рального банка эти законодательные акты имеют неодина­ковое значение. Как известно, в государстве сущест­вуют как общие законы, относящиеся к общественным явлениям и прежде всего к важнейшим сторонам общест­венной жизни, так и законы, регулирующие определенную­ ее сферу. К первой категории законов относятся Консти­туция страны и Гражданский кодекс.

Вторую категорию законов, регулирующих определен­ную сферу деятельности, составляют так называемые отрас­левые законы. Среди них выделяется Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)».

Помимо общих и отраслевых в банковском законода­тельстве можно выделить законы, прямо регулирующие деятельность Банка России, и законы, относящиеся к парал­лельно функционирующим сферам, взаимодействующим с Банком России. К первому типу законов относится упо­мянутый главный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ко второму типу - законы «О банках и банковской деятельности», «О валютном регу­лировании и валютном контроле», «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», «О Счетной палате Российской Федерации» и др.

В структуре правового регулирования деятельности Банка России выделяются как собственно федеральные за­коны, так и международные договоры Российской Федера­ции, а также нормативные акты собственно Банка России, развивающие и конкретизирующие право вые нормы, содержащиеся в федеральных законах.

Существенное воздействие на содержание законода­тельства о деятельности центрального банка оказывают экономические и политические факторы, представления общества о характере и направлениях общественного развития страны.

Первые кредитные учреждения нового типа стали создаваться в 1989 г., но без формирования достаточной законодательной базы. Возникла ситуация, при которой новые банковские законы и ведомственные банковские инструкции еще не были разработаны, а старые регулиру­ющие акты уже не поспевали за практикой. В 1990 г. были приняты банковские законы, регули­рующие деятельность как эмиссионного, так и коммерче­ских банков. Характерно, что в то время образовалось «двоевластие законов». В 1990 г. еще существовал СССР, поэтому наряду с Законом «О Госбанке СССР» на террито­рии России действовал и Закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Деятель­ность коммерческих банков стала регулироваться Феде­ральным законом от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Первые банковские законы закрепляли многообра­зие форм собственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том числе принцип, согласно которому государство не отвечает за дея­тельность банков, а банки не отвечают за деятельность госу­дарства.

Первые банковские законы, бесспорно, имели положи­тельное значение, ибо устанавливали юридические нормы, законодательно закреплявшие новые правила игры в бан­ковском секторе.

Структура современного банковского законодатель­ства в основном отражает закономерности, складыва­ющиеся в мировом банковском сообществе.

1.3.2. Специфика юридического статуса центрального банка

Юридический статус (положение) центрального банка с точки зрения права вытекает из его сущности как обще­ственного денежно-кредитного института.

Как юридическое лицо центральный банк выступает по отношению к другим юридическим лицам органом го­сударственного управления и в этом смысле государствен­ным учреждением.

Центральный банк – это государственное учреждение, которому государство делегирует установле­ние определенного порядка, специальных правил, регули­рующих особую сферу экономических отношений.

Государство наделяет центральный банк властными полно­мочиями только в области банковской деятельности, в сфере денежно-кредитных отношений. Его полномочия, распоряжения и приказы в сфере денежного оборота обязательны для исполнения, а выпускаемые им денежные знаки обязательны к приему платежей всеми участниками экономического оборота, но это не означает, что каждый экономический субъект должен рассчитываться со своими контрагентами непременно лишь по одной форме и тем более совершать платежи в сфере обмена только с согла­сия центрального банка. Распоряжения банка обязательны для всех участников денежного оборота только в сфере денежных операций и никоим образом в области организа­ции производства, оказания услуг, распределения и потреб­ления общественных благ.

Властные полномочия центрального банка носят огра­ниченный характер и по отношению к коммерческим бан­кам, для которых он является главным банком, но от кото­рого не исходят указания распорядительного характера. Согласно правилам центральный банк не вправе давать ком­мерческим банкам указания как вести их деятельность, вмешиваться в их повседневную оперативную деятель­ность. Выполнять распоряжения центрального банка ком­мерческие банки должны только в части соблюдения пра­вил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банков­ской деятельности и допустимых рисков.

Особенность центрального банка как юридического лица связана с тем, что он функционирует преиму­щественно на макроуровне.

 

Обновлено 04.09.2012 14:46