Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

История страхования: развитие страхования в СССР и России

 

Земское страхование

Страхование имущества в дореволюционной России проводилось органами местного самоуправления, большей частью в сельской местности. По положению о земском страховании 1864 г. каждое губернское земство могло проводить операции только в пределах своей губернии. Земское страхование находилось в ведении губернского земского собрания, которое утверждало страховые тарифы, нормы обеспечения и инструкции по страхованию. Руководство осуществлялось губернскими земскими управами, непосредственно его проводили уездные земские управы, волостные правления и страховые агенты. Главным видом страхования было страхование строений от огня. Некоторые земства отпускали на организацию противопожарной охраны до 10% собранных платежей.

Земское страхование разделялось на три вида: окладное (обязательное), дополнительное и добровольное. Окладное страхование было обязательным для крестьянского населения. Владельцам строений, подлежащих окладному страхованию, разрешалось на тех же условиях страховать их дополнительно (сверх окладных норм). Для тех местностей (городов, поселков, усадеб, дачных поселений и т.п.), на которые не распространялось окладное страхование, вводилось добровольное страхование строений от огня. Земства также проводили добровольное страхование движимого имущества от огня (сельскохозяйственных продуктов, инвентаря, домашнего имущества), практиковали добровольное страхование скота, страхование поселков от градобития. Чтобы упрочить финансовую базу земского страхования, земства в соответствии с законом 1902 г. получили право заключать между собой договоры перестрахования. В мае 1917 г. возник Земский страховой союз. После Октябрьской революции 1917 г. этот союз, объединив 27 губернских страховых организаций, проводил национализацию страхового дела. Деятельность союза была подчинена Совету по делам страхования. Вскоре земское страхование получило название советско-народного страхования, постепенно приобретая черты индустриального страхования. В конце 1918 г. земское страхование полностью национализировано и после 1921 г. приобрело форму государственного страхования.

К началу XX в. земские страховые общества ежегодно собирали около 15 млн. руб. страховой премии. И хотя объем страхования в целом был не слишком велик, земское и взаимное страхование принесло пользу России, развивало страховое дело и распространяло среди населения культуру страхования.


Взаимное страхование


Общества взаимного страхования, которые начали открываться в начале 60-х гг. XIX в. в разных городах России, получили развитие и в последующие годы, когда акционерные общества стали поднимать тарифы премий. Взаимное страхование - форма страхования, при которой страхователь одновременно является участником специальной организации - общества взаимного страхования (ОВС). Члены ОВС договариваются между собой об условиях и размерах возмещения убытков. Взаимное страхование имеет глубокие исторические корни. В Вавилонии (1792 - 1750 гг. до н.э.) участники торговых караванов заключали между собой договор, по которому они сообща несли убытки, возникшие в пути вследствие ограбления, кражи или других причин. Аналогичные договоры заключались в Палестине и Сирии. Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и других морских опасностей заключались купцами на берегах Персидского залива, в Финикии и в Древней Греции. В Древнем Риме во 2-й половине I в. н.э. появляется взаимное страхование в виде взаимопомощи членов различных профессиональных союзов (коллегий) на случай смерти, болезни и других несчастий регулярными взносами. Гильдейская, цеховая взаимопомощь, как вид взаимного страхования наибольшее распространение получила в X - XII вв. в Англии, Германии, Франции, Дании и других странах Западной Европы. Постепенно в результате развития взаимного страхования стали создаваться общества взаимного страхования, которые обладали денежными страховыми фондами, образуемыми за счет взносов, уплачиваемых членами этих обществ. И в современных условиях взаимное страхование осуществляется созданием некоммерческих организаций - обществ взаимного страхования (ОВС), а в морском страховании типичной формой взаимного страхования судовладельцев стали Клубы взаимного страхования (КВС)24. Они принимают меры к предотвращению ареста застрахованных судов и оформляют в этих целях банковские гарантии. КВС обычно подразделяются на два отделения: взаимная страховая защита (protection) и компенсация убытков (indemnity). КВС учреждает руководящий орган - совет директоров, избираемый из представителей судовладельцев членов клуба. Совет собирается периодически для решения принципиальных вопросов финансовой и страховой политики. Руководят повседневной деятельностью клуба управляющие. Для защиты интересов своих членов клуб имеет представителей в крупнейших портах мира, которые принимают необходимые меры при возникновении претензий к судовладельцу. КВС формирует свою финансовую базу из страховых взносов, образующих фонды, необходимые для содержания клуба и расчетов по претензиям. Размер страховых взносов зависит от типа судна, его регистрового тоннажа, объема страховых рисков, а также требований национального законодательства в отношении ответственности судовладельца за действия экипажа судна и его агентов.

Чтобы вступить в члены КВС, судовладелец подает заявление на имя совета директоров, в котором по установленному образцу указываются основные данные о судне (тип, тоннаж, год постройки, стоимость, класс), характер его работы (линейная, трамповая) и желательный срок действия страхования. После принятия заявителя в члены клуба ему выдают сертификат о приеме, которым удостоверяется: вступление в члены клуба, перечень принятых на себя клубом страховых рисков, порядок оплаты страховых взносов, размер франшизы по каждому рейсу, период страхования. Кроме своих судов, судовладелец может застраховать в КВС суда, арендуемые им на условиях тайм-чартера и димайз-чартера.

Стремясь укрепить свои позиции и объединиться, ОВС собираются на съезды представителей (в 1883 г. - 1-й съезд, в 1912 г. - 7-й съезд), где обсуждаются вопросы объединения городских страховых обществ и организаций перестрахования. В 1890 г. возникает Пензенский Союз городских страховых обществ. Первоначально 3 общества: Пензенское, Иркутское, Тверское условились приходить друг другу на помощь при крупных убытках, превышающих годовой сбор премии, а в 1909 г. в состав союза входили 83 общества. В основном сюда входили небольшие общества, которые надеялись на взаимную помощь. Впоследствии Пензенский союз превратился в Российский союз обществ взаимного от огня страхования (устав был утвержден 16 декабря 1909 г.). В 1913 г. в состав союза входило 124 общества.

Кроме того, в 1903 г. возник отдельный Российский взаимный страховой союз, который обслуживал интересы фабрикантов, а также союзы горнопромышленников, землевладельцев, представителей рафинадных заводов.

В то же время частные общества также объединялись, и в 1900 г. был создан Комитет акционерных обществ в Петербурге. Получили правительственное утверждение съезды представителей акционерных страховых от огня обществ. Право на участие в съездах принадлежало всем акционерным страховым обществам, ставшим ведущими страховщиками от огня в России (всего было 13 обществ).

Страхование от огня занимало главное место в России как по объему, так и по времени возникновения. Только в 1835 г. купцом Ф. Шведериным, графом А.Г. Строгановым и графом А.Х. Бенкендорфом было учреждено Российское общество застрахования капиталов и доходов, которое не имело конкурентов до 1863 г. Это общество обладало исключительным правом осуществления в течение 20 лет операций по страхованию жизни в России.

Данный вид страхования развивался очень медленно: в среднем за 20 первых лет (с 1835 г. по 1855 г.) ежегодный прирост страхователей составил всего 86 лиц на сумму страховых премий около 290 тыс. руб. В 70-е гг. страхованием жизни начинает заниматься Петербургское общество, в 80-е гг. - страховое общество «Россия». Операции по этому важнейшему виду страхования начинают развиваться. Так, в конце XX в. на рынке страхования жизни появляются 5 новых обществ, среди которых 3 иностранных общества. В 1885 г. в Петербурге начало свою деятельность агентство североамериканского страхового общества «Нью-Йорк», чуть позже французское страховое общество «Урбен» и североамериканское страховое общество «Эквитэбль». Этим обществам было разрешено проводить операции по страхованию жизни. Для получения концессии от государства иностранные общества должны были вносить депозит в один из российских банков в размере полмиллиона рублей золотом. Иностранные общества также были обязаны ежегодно оставлять в резерве на своих счетах в российских банках не менее 30% поступлений от страхования на случай крупных убытков страхователей. Они были подотчетны страховому надзору при Министерстве внутренних дел России. Доля иностранного капитала в страховом деле России к началу XX в. составляла примерно 25%.

Страхование жизни находилось почти всецело в руках акционерных обществ (было всего 2 ОВС по страхованию жизни). Существовало значительное число мелких обществ, проводивших в том или ином виде страхования жизни, например пенсионные и похоронные кассы. На практике в большинстве случаев использовались английские и французские таблицы смертности27, и только страховое общество «Жизнь» имело свои таблицы.

Из других видов страхования, которые развивались в России, следует отметить морское страхование (грузы и каско судов). Первые постановления о морском страховании содержатся в Уставе купеческого водоходства (1781г.), но тогда еще не было российских обществ для морского страхования. Первые отечественные компании, проводившие морское страхование, появляются в начале XIX в.; причем центром морского страхования была Одесса. В 70 - 80-е гг. XIX в. за дело взялись крупные акционерные компании по страхованию от огня.

В 1846 г. был издан специальный закон по морскому страхованию «Правила для морского страхования». Однако эти правила оказались устаревшими, и торговый устав разрешал использовать иностранные законы и полисные условия, чаще всего это были «Гамбургские правила».

Валовой сбор премии по морскому страхованию каско в 1912 г, был равен 20,3 млн. руб., а по страхованию товаров - 13 млн. руб. (результаты по 10 крупнейшим страховым обществам). Из других видов развивались страхования: от кражи, от несчастных случаев, скота от падежа, от боя стекол, от градобития, виноградников от филоксеры.

К началу XX в. страховое дело в России достигло значительного развития. К этому времени действовали следующие формы организации страховых обществ: 1) правительственные учреждения; 2) земские общества; 3) частные предприятия на основе взаимности; 4) акционерные компании.

Правительственные учреждения занимались страхованием жизни и от несчастных случаев лиц, состоящих на службе в некоторых государственных учреждениях, а также страхованием от огня недвижимого имущества в губерниях, в которых не введено земское страхование и страхованием морских судов от опасностей, связанных с плаванием.

Земские общества проводили страхование пенсий лиц, состоявших на общественной службе (в нескольких губерниях), страхование от огня движимого или недвижимого имущества, страхование крупного рогатого скота и лошадей от падежа, полей от градобития, виноградников от филоксеры.

Частные взаимные общества занимались страхованием пенсий служащих частных предприятий, рабочих от несчастных случаев, пособий на погребение, недвижимости и движимого имущества от огня, скота от падежа, полей от градобития.

Акционерные общества проводили страхование от огня движимого и недвижимого имущества, жизни, отдельных лиц и рабочих от несчастных случаев, транспортное страхование.

К концу XIX в. добровольным огневым страхованием занимались 15 акционерных обществ и 85 обществ взаимного страхования. Обязательным страхованием от огня построек в крестьянских усадьбах занимались земские страховые учреждения (впервые обязательное страхование строений было введено в 1804 г. в Царстве Польском). Транспортным страхованием занимались 10 акционерных обществ, страхованием жизни - 6 обществ.

Перестрахованием занимались практически все общества, но профессиональными перестраховщиками были 2 компании: «Общество Русского перестрахования» и «Помощь». В прошлом акционерные общества передавали часть принятых рисков в перестрахование, как правило, иностранным страховым компаниям. Также практиковалось взаимное перестрахование между российскими компаниями.

Правительственный надзор за деятельностью страховых компаний был учрежден постановлением Государственного Совета от 6 июня 1894 г. При Министерстве внутренних дел был образован Страховой комитет, состоящий из 2 представителей указанного министерства и 2 представителей Министерства финансов под председательством директора хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. При комитете была образована канцелярия (страховой отдел). В обязанности комитета входила ревизия страховых учреждений и разработка всех вопросов по страховой проблематике.

В 1913 г. в России действовало 20 акционерных страховых обществ, из которых 12 зарегистрировано в Санкт-Петербурге, 4 - в Москве, 2 - в Варшаве, 1 - в Нижнем Новгороде. В страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб. Из общего сбора премии в 1913 г. в сумме 204 млн. руб. на долю акционерных страховых обществ приходилось 129 млн. руб., на долю земского страхования - 34 млн. руб., на долю взаимных страховых обществ - 14 млн. руб., на долю иностранных обществ - 12 млн. руб., на долю прочих обществ - 15 млн. руб. Совокупная прибыль страховых обществ составила более 7 млн. рублей.

Страхованием было охвачено примерно 30% стоимости всего имущества в России (в Германии - 80%).

Страховые операции акционерных обществ состояли из прямого дела (страховые договоры с юридическими и физическими лицами), косвенного дела (принятие в перестрахование рисков от других обществ), перестрахования (передача рисков в перестрахование). Прямое дело ограничивалось почти исключительно Россией, хотя страховое общество «Россия» имело прямое дело в Болгарии, Сербии, Монтенегро (Черногории), Персии, Египте, Турции, оно также имело перестраховочные бюро в Берлине, Лондоне, Хартфорде (США). Большинство обществ проводили операции по принятию рисков в перестрахование от иностранных страховых обществ. В результате, примерное соотношение прямого и косвенного дела российских акционерных страховых обществ в 1910 г. было следующим:

• русское прямое дело - 49,94%;

• иностранное прямое дело - 0,12%;

• косвенное дело - 49,94%.

Сбор премии крупнейших российских акционерных страховых обществ в 1913 г. составил:

• Россия - 34 млн. руб.

• Якорь - 19,2 млн. руб.

• Саламандра - 16,9 млн. руб.

• Первое Русское - 14,7 млн. руб.

• Московское - 9, 8 млн. руб.

• С.-Петербургское - 9,7 млн. руб.

• Общество Русского перестрахования - 9,5 млн. руб.

В начале XX в. страховые общества в России стали важной составной частью финансово-монополистического капитала. Они не только владели доходными домами и недвижимостью, но и являлись совладельцами капитала крупнейших банков и промышленных предприятий. В свою очередь в капитале страховых обществ большую долю участия имели крупнейшие банки страны.

Самое крупное страховое общество «Россия» имело в 1913 г. активы в сумме 109,1 млн. руб. Сбор премии по 8 видам страхования за 30 лет (1881 - 1910 гг.) составил 393,5 млн. руб., т.е. в среднем более 13 млн. руб. ежегодно. Как уже указывалось, общество проводило операции и в России, и за границей, имело 11 представительств в России, причем аквизицией28 занимались 1100 агентов, оно имело отделения и агентства во многих странах мира. Многие дома в центре Москвы принадлежали обществу, в том числе 2 дома на Лубянке, в одном из которых после революции 1917 г. расположился КГБ СССР (Комитет государственной безопасности СССР), а ныне - ФСБ России.

Другие общества также имели недвижимость в центре Москвы. Так, «Северное страховое общество» располагалось в домах № 21 и № 23 на ул. Ильинка, здание было построено в 1910-1911 гг. по проекту архитекторов Рерберга и Олтаржевского. Позже в нем находились Наркомат внешней торговли СССР, Комитет народного контроля. В настоящее время в этих зданиях располагаются Администрация Президента Российской Федерации и Правительства РФ, Конституционный суд. Страховое общество «Якорь» располагалось в красивом особняке на ул. Лубянка, 11.


Особенности развития страхования в СССР с 1917 по 1988 г.г.

Национализация российского страхования


После Великой Октябрьской социалистической революции вслед за национализацией банков начался процесс национализации страховых компаний. Земское и взаимное страхование были переданы местным органам власти. Акционерные общества некоторое время еще продолжали вести страховые операции.

Руководство и контроль за деятельностью всех страховых организаций в период 1917-1918 гг. были возложены на Совет по делам страхования, которым руководил главный комиссар по делам страхования, назначавшийся Совнаркомом.

Государственная монополия страхования была окончательно объявлена декретом от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике». Капиталистические страховые общества были ликвидированы, а их имущество национализировано.

Интересно, что одно из крупнейших российских страховых обществ «Россия» сумело перевести некоторые операции в Европу, учредив в Копенгагене в 1918 г. контору эмигрировавшими из России страховщиками из состава дирекции этого общества в Москве. Оно было создано на базе небольшой конторы общества «Россия» в Дании, занимавшейся передачей перестраховочных договоров иностранным обществам и приемом от них договоров для общества «Россия». Имея право подписи за общество «Россия», эти лица вошли в контакт с датскими страховыми кругами и с их помощью перевели на имя нового общества заграничное перестраховочное дело русской «России». Компания вела свои дела успешно, убыточность29 была 50-60%. Большая часть договоров компании с обществами французского и английского рынков была переведена на ее имя при участии представителей «России» в Париже (А.Н. Мишель и К°.) и в Лондоне (А.Коллинз и К°.). Впоследствии от генерального директора общества Б.В. Дерушинского поступило предложение о продаже общества советской стороне в 1951 г. При этом он руководствовался патриотическими чувствами к Родине. Однако в тот период «холодной войны» решить вопрос о приобретении общества было практически невозможно.

Руководство монопольным государственным страхованием было поручено Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ), где был создан пожарно-страховой отдел. В виде исключения кооперативным организациям разрешалось проводить взаимное страхование движимого имущества и товаров.

В период Гражданской войны в конце 1920 г. государственное имущественное страхование было отменено, и была организована государственная помощь пострадавшим от стихийных бедствий; при этом бесплатная помощь оказывалась всем трудовым хозяйствам натурой: семенами, инвентарем, стройматериалами.

Восстановление государственного страхования произошло после окончания Гражданской войны, когда В.И. Ленин подписал декрет Совнаркома от 6 октября 1921 г. «О государственном имущественном страховании», по которому организовывалось государственное имущественное страхование частных хозяйств от стихийных бедствий, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта. Этим декретом предусматривалось, прежде всего, добровольное имущественное страхование. Руководство страхованием было возложено на Главное управление Госстраха в системе Народного комиссариата финансов (Наркомфина). Государство освобождалось от ответственности по операциям Госстраха, т.к. система государственного страхования получила самостоятельность и ей были выделены собственные средства.

В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственного страхования, которое получило еще большую самостоятельность. В губерниях работали конторы Госстраха, подчиненные Главному правлению, и страховые агенты на местах.

Для укрепления планового руководства государственным страхованием в 1922 г. при Наркомфине был создан совет по делам страхования, который рассматривал правила страхования, тарифы, проекты законов о государственном страховании. Тогда же Госстрах получил право проводить страхование жизни и от несчастных случаев.

В 1934 г, были разрешены операции по так называемому гарантийному страхованию для возмещения убытков, причиненных предприятиям и организациям кассирами, кладовщиками и другими служащими, которые несли материальную ответственность.

В сентябре 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили «Положение о государственном страховании СССР», которым подтверждалось, что страхование во всех формах является государственной монополией и что кроме Госстраха никакие другие органы не могут проводить операции по страхованию. В виде исключения из государственной монополии существовало кооперативное страхование, которое проводилось страховой секцией Центросоюза (по обслуживанию потребительской кооперации), Всероссийским кооперативным страховым союзом (по обслуживанию производственной кооперации) и Всеукраинским кооперативным страховым союзом (обслуживающим все виды кооперации на территории Украины).

В середине 20-х годов в связи с развитием внешней торговли СССР и повышением международного авторитета советского государства Госстраху была предоставлена возможность выхода на международный страховой рынок. Госстрах начал передавать свои риски в перестрахование за границу, принимать в перестрахование риски иностранных страховых обществ и проводить операции в других странах. Тогда были открыты Генеральные представительства Госстраха в Китае и Иране, общество «Блэк-Балси» в Англии, общество СОФАГ в Германии.

Основным видом страхования было обязательное окладное страхование на селе: к 1930 г. было застраховано 96,7% всего количества сельских дворов, 80% поголовья крупного рогатого скота и 81 % посевной площади.

С 1928 - 1929 гг. были введены долевые нормы в определенном проценте к действительной стоимости строений, что в дальнейшем привело к увеличению суммы страхового обеспечения до полной стоимости строений (до этого были твердые нормы обеспечения независимо от стоимости строения).

В 1929 г. было введено обязательное страхование имущества государственных учреждений и предприятий, состоящих на хозяйственном расчете или на местном бюджете, профессиональных и других общественных организаций, имущества смешанных акционерных обществ без участия иностранного капитала.

Период 1930-1933 гг. характеризуется ужесточением мер, направленных на ограничение страхового поля, уменьшение роли страхования и практическое отстранение Госстраха от своих функций.

В 1931 г. наряду с уменьшением перечня имущества, страхуемого в социалистическом хозяйстве, было установлено два вида обязательного страхования этого имущества: страхование без взимания платежей (за счет государственного бюджета) и страхование со взиманием платежей. Без взимания платежей страховалось имущество государственных промышленных предприятий районного и сельского значения, коммунальных предприятий, кооперативных организаций (за исключением жилищной кооперации) и социально-культурных учреждений на местном бюджете.

Со взиманием платежей страховалось имущество профессиональных и других общественных организаций, государственных домовых трестов и жилищной кооперации.

В том же году было прекращено добровольное (сверхокладное) страхование имущества, которое подлежало обязательному окладному страхованию.

Из ведения Госстраха в 1931 г. было изъято личное страхование, которое было передано в систему сберегательных касс. В этот период начало развиваться коллективное страхование жизни, введенное в 1929 г.

Изменения произошли в области страхования имущества государственных, кооперативных и других общественных организаций. Налоговая реформа 1930 г. привела к тому, что платежи по обязательному страхованию имущества этих организаций были включены в налог с оборота.

В организации аппарата страхования произошли большие изменения. Низовой аппарат Госстраха - агентства - был ликвидирован: все функции в области сельского страхования были переданы местным финансовым органам. Вскоре были ликвидированы республиканские правления и областные (краевые) конторы Госстраха. Страховые операции внутри страны возлагались непосредственно на Наркомфин СССР и его органы.

В период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930-1934 гг.) в страховой работе были допущены серьезные ошибки. Помимо противодействия классовых врагов тогдашней власти - кулаков, имущество уничтожалось из-за бесхозяйственности местных органов власти или сознательного вредительства со стороны бывших собственников, а многие финансовые органы составляли подложные акты о гибели имущества якобы от стихийных бедствий и тем самым разбазаривались государственные средства. Также составлялись фиктивные акты о гибели имущества, которое не существовало или которое не пострадало от стихийных бедствий.

Партийное руководство страны вскрывало различного рода отклонения в работе страховых организаций на селе и их причины. В постановлении от 8 марта 1933 г. «Об извращениях в работе по страхованию в деревне» было отмечено отсутствие классовой бдительности у страховых работников (акты о гибели составлялись бесконтрольно): в результате страхование на селе превратилось в легальную форму обмана государства, в страховом деле имели место бесхозяйственность, мошенничество и прямое вредительство. ЦК ВКП/б/ также указал на недооценку значения государственного страхования. После этого постановления в истории государственного страхования начался новый этап.


Развитие государственного страхования


В 1933 г. при Наркомфине СССР было создано Главное управление Госстраха СССР. Ранее существовавшее Правление Госстраха СССР, которое до этого проводило страховые операции, связанные главным образом с внешней торговлей, было ликвидировано и его функции перешли к Главному управлению Госстраха СССР. В союзных и автономных республиках, краях и областях при соответствующих финансовых органах были созданы управления Госстраха. В районах и городах организованы инспекции Госстраха. Для контроля за работой по ликвидации убытков (рассмотрения и утверждения актов об убытках) были созданы районные страховые комиссии (существовавшие до 1940 г.) и сельские страховые комиссии (до 1937 г.).

В 1934 г. возобновилось добровольное сверхокладное страхование колхозного имущества и личного имущества граждан. Личное страхование было вновь передано в Госстрах. В 1936 г. был введен институт страховых агентов для привлечения страхователей и оформления договоров.

В дальнейшем происходит увеличение роли государственного страхования в обеспечении непрерывности расширенного социалистического воспроизводства. Постановлением Совнаркома СССР от 3 февраля 1938 г. «О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций» был расширен перечень страхуемого государственного имущества и введено страхование только с взиманием платежей. Вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда, а также государственного имущества, сданного в аренду или в иное пользование отдельным лицам или частным организациям. Добровольное страхование распространено на имущество учреждений, состоящих на местном бюджете, находящихся в их ведении предприятий и организаций, а также на имущество кооперативных и других общественных организаций.

4 апреля 1940 г. Верховный Совет СССР принял закон об обязательном окладном страховании, который повысил нормы обеспечения по страхованию животных и сельскохозяйственных культур в колхозах (крупного рогатого скота - вдвое, сельскохозяйственных культур - на 20%).

В период Великой Отечественной войны страхование использовалось в интересах бесперебойного производства сельскохозяйственной продукции и сырья в колхозах с целью удовлетворения потребностей Советской Армии, промышленности и населения. Также страхование приобретало особенно важное значение, как метод привлечения денежных средств. Были значительно повышены нормы обеспечения по страхованию сельскохозяйственных культур и животных. С 1943 г. коллективное страхование жизни трудящихся прекратилось и вводилось индивидуальное страхование жизни.

После войны особое внимание уделялось организационному укреплению системы органов страхования. В 1948 г. было утверждено «Положение о Главном управлении государственного страхования СССР (Госстрах СССР) и его органах», заменившее «Положение о государственном стра­ховании СССР» от 18 сентября 1925 г. Госстрах получил большую самостоятельность, повысилась роль страховых инспекций.

Постановлением правительства с 1 января 1956 г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений, состоящих на местном бюджете и находящихся в их ведении предприятий и организаций.

Сфера распространения государственного страхования была ограничена рамками колхозно-кооперативной собственности (кооперативных, профессиональных и других общественных организаций) и личной собственности граждан.

В связи с осуществлением мероприятий по расширению прав союзных республик в руководстве хозяйственным строительством местные органы Госстраха и практическое осуществление государственного страхования с 1 апреля 1958 г. переданы в ведение министерств финансов союзных республик. Главное управление государственного страхования СССР, находившееся в ведении Министерства финансов СССР, было упразднено, а в составе Министерства финансов организован отдел государственного страхования, в обязанности которого входили разработка и представление на утверждение министерства правил и инструкций по вопросам государственного страхования, осуществление координации и методического руководства проведением государственного страхования в союзных республиках. В ряде союзных республик Управления государственного страхования были преобразованы в Главные управления. Вес местные органы государственного страхования сохранены без изменений.

В период 1960-1980 гг. государственное страхование способствовало охране сельскохозяйственного производства от последствий стихийных бедствий и повышению материального благосостояния советских людей. Реальные условия и гарантии для восстановления погибших ценностей и для непрерывности и бесперебойности сельскохозяйственного производства создавала колхозам действовавшая в то время система обязательного окладного страхования колхозного имущества: строений, оборудования, инвентаря, транспортных средств, сельскохозяйственной продукции (урожая и других видов продукции), материалов и племенного скота.

Особое значение для колхозов имела система страхования сельскохозяйственных культур, которая была обеспечена обязательным страхованием лишь в небольшой степени. В 1958 г. общая сумма обеспечения по обязательному окладному страхованию всех сельскохозяйственных культур в колхозах составляла только 14,6% стоимости урожая, начисленной по государственным закупочным ценам. Недостаточными были и нормы обеспечения по обязательному окладному страхованию сельскохозяйственных животных.

Для того чтобы повысить значение обязательного окладного страхования в современных условиях колхозного производства и повысить уровень страхового обеспечения по страхованию сельскохозяйственных культур и животных, 7 декабря 1959 г. был принят Указ Верховного Совета СССР «О частичном изменении Закона об обязательном окладном страховании» от 4 апреля 1940 г. По этому указу размер обеспечения по обязательному окладному страхованию сельскохозяйственных культур повышен до 40% от средней стоимости урожая, определяемой по государственным закупочным ценам. Например, гектар озимой пшеницы ранее страховался в среднем в размере 10 руб., а теперь - 41 руб., а сумма страхового обеспечения на одно животное (крупный рогатый скот) возросла в среднем с 60 руб. до 80 руб.

Указ также предусматривал, что колхозные сельскохозяйственные машины и орудия могут быть застрахованы в добровольном порядке. Кроме того, были понижены тарифные ставки по обязательному окладному страхованию имущества колхозов на 23%.

В систему добровольного имущественного страхования, дополняющую обязательное окладное страхование, также внесены изменения Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г. «О добровольном страховании имущества колхозов и населения». Добровольное страхование сельскохозяйственных культур и животных должно производиться исходя из их стоимости по закупочным (а не по розничным) ценам. Введено добровольное страхование сельскохозяйственной техники и механизированных средств транспорта колхозов. Дополнительно к обязательному окладному страхованию введено также добровольное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.

Изменены порядок использования и размеры отчислений от страховых платежей на финансирование предупредительных мероприятий, которые обязали производить из всех видов платежей (и по обязательному окладному, и по добровольному видам страхования). Размер отчислений - 8 - 10%, которые расходуются на финансирование мероприятий по предупреждению пожаров и падежа скота, борьбе с ними, а также по предупреждению гибели и повреждения сельскохозяйственных культур.

Таким образом, с начала 1960-х годов на протяжении 30 лет в СССР действовала система государственного страхования, состоящая из обязательного и добровольного имущественного и личного страхования.

Отличительной чертой обязательного имущественного страхования была и остается его всеобщность: страхователями являются и все колхозы, и граждане, которые имеют имущество, подлежащее обязательному страхованию. Застрахованными являются все объекты данного вида (в колхозах - все строения, урожай, животные, а в хозяйствах граждан - все строения, все достигшие определенного возраста животные).

Законом установлены размеры страхового обеспечения, и поэтому обязательное страхование является нормированным (в сумме или в процентах): страхователь не может сам назначать или предлагать страховую сумму.

Обязательное страхование является бессрочным и действует непрерывно до тех пор, пока существует та или иная собственность. Ответствен­ность возникает автоматически с момента постройки строения или с момента достижения 6-месячного возраста животного. Кроме того, ответственность страховщика не зависит от внесения страхователем страховых платежей: некоторые хозяйства не могут внести в срок платежи и считаются недоимщиками, но страховщик продолжает нести ответственность. Однако впоследствии применяются принудительные меры взыскания недоимки.

Поскольку добровольное страхование основано на договоре страхования, то страхователь сам определяет страховую сумму исходя из стоимости имущества, а в личном страховании эта сумма вообще не ограничивается. Однако договор добровольного страхования вступает в силу, если страховые платежи внесены вовремя.

Обязательное государственное страхование в СССР включало 2 вида: окладное имущественное страхование и обязательное личное страхование пассажиров в пути. Основной вид по сбору премии и количеству застрахованных объектов - окладное имущественное страхование. В колхозах объекты окладного страхования следующие: строения, инвентарь, транспортные средства.


Возрождение страхового рынка в России с 1988 по 1993 гг.

Разгосударствление российского страхования


Перестройка, начавшаяся в 1986 г., принесла изменения во всех обла­стях и прежде всего в экономике и финансовом секторе. Принятые прави­тельством меры по децентрализации производства и приватизации соб­ственности развязали инициативу и усилили интерес предпринимателей. Закон "О кооперации" 1988 г. положил начало и основу для создания кооперативов и частных предприятий, в том числе и в страховании.

В страховании, где в течение многих лет наблюдалась монополия Гос­страха (внутреннее страхование) и Ингосстраха (внешнее страхование), также начались процессы, приведшие к значительной активности и созда­нию новых компаний, которые хотели составить конкуренцию двум рас­смотренным ранее грандам. Несовершенство законодательства и отсут­ствие кадров привели к появлению большого числа независимых компа­ний, не имеющих опыта работы и слабых в финансовом отношении. Неко­торые компании совмещали страхование жизни и имущественное страхо­вание, не создавая достаточных резервов. В СССР не было еще закона о банкротстве, и неизвестно, сколько компаний было ликвидировано в на­чальный период страхового бума.

Первыми компаниями, которые воспользовались новым законода­тельством, были страховые акционерные общества "АСКО" и "Россия". АСКО было основано в 1988 г. частными лицами во главе с Г.В.Дувановым, Г.Н.Фиделманом, Л.Т.Хужамовым с капиталом в 778 млн. руб. Это была самая большая компания по количеству служащих, она входила в пятерку самых крупных компаний по сбору премий и имела филиалы во многих ре­гионах России. К сожалению, впоследствии она распалась, а ее основате­ли покинули ее, создав свои компании. Финансовое положение компании оказалось непрочным.

ОСАО "Россия" было создано в 1990 г. (президент Алексей Владимиро­вич Разуваев) и является историческим преемником дореволюционного страхового общества "Россия" (1881 - 1918) - лидера акционерного стра­хования Российской империи. Общество зарегистрировано в Министер­стве финансов и Министерстве внешней торговли СССР. Основными ак­ционерами были 12 российских банков и 10 российских торговых органи­заций, которые составили консорциум и создали капитал в 25 млн. руб. В сентябре компания начала сотрудничать с немецкой компанией "Коло­ния", которая в начале выступала в роли советника. Впоследствии "Коло­ния" объявила, что она намерена участвовать в капитале компании в раз­мере 32%. В создании "России" активно участвовали бывшие работники "Ингосстраха" Злобин А.Л., Наркевич В.Л., Мельников В.В. и др.

Современная "Россия" — один из наиболее известных и активных операторов на отечественном страховом рынке. На сегодняшний день это универсальная компания федерального уровня, предоставляющая все ви­ды страховых услуг как корпоративным клиентам, так и физическим ли­цам. Акционерами ОСАО "Россия" являются менеджмент компании, не­мецкая страховая компания АХА Versicherung AG, российские внешнетор­говые организации. В настоящее время уставный капитал "России" соста­вляет 300 млн. руб.

ОСАО "Россия" активно осваивает международный рынок. Так, Коми­тет безопасности ведущего международного страхового брокера "АОН Корпорейшн" включил компанию в список страховщиков, рекомендован­ных для работы партнерам на территории Российской Федерации, стран СНГ и Балтии. Это является признанием ведущими международными спе­циалистами по страхованию высоких финансовых показателей компании, а также качества предоставляемых услуг и надежности в отношении испол­нения своих обязательств. Кроме того, ОСАО "Россия" и один из лидеров страхового рынка Китая — страховая компания Пинь Ан (Ping An P&C In­surance Co. of China) подписали протокол о намерениях по развитию взаи­мовыгодного сотрудничества в области предоставления страховых услуг. В соответствии с подписанным сторонами документом, ОСАО "Россия" и страховая компания Пинь Ан приняли на себя взаимные обязательства по страховой защите клиентов компании-партнера на территории двух госу­дарств. Компаниями принято также решение о стратегическом партнерстве по программам взаимного облигаторного и факультативного перестрахова­ния. Руководит компанией Марат Раисович Айнетдинов, избранный на дол­жность генерального директора ОСАО "Россия" решением совета директо­ров компании от 31 октября 2002 года сроком на 3 года. Родился в 1967 г. В 1991 г. окончил Институт стран Азии и Африки МГУ. Проходил стажиров­ку в британских страховых компаниях.

Следуя примеру этих компаний, возникают и другие компании, среди которых "Союзник" (Москва), образованная в 1990 г., "Русь" (С.-Петер­бург) — в 1990 г., "Русская страховая компания" (Москва) — в 1991 г., "Ресо-Гарантия" (Москва) — в 1991 г., ОАО Страховая компания "СКМ", ос­нованная 26 марта 1992 г. в г. Магнитогорске.

К марту 1991 г. в России действовали около 200 страховых компаний, которые были в основном кооперативными и частными компаниями. О своей независимости от Госстраха в это время объявили страховые компа­нии стран Балтии, а затем Украины и Беларуси.

16 августа 1990 г. Совет Министров СССР принял Закон "О мерах по демонополизации экономики", который предусматривал ликвидацию го­сударственной монополии и замену ее на систему государственных пред­приятий, совместных предприятий, взаимных обществ, кооперативов и товариществ. Законом поощрялись иностранные инвестиции в советские компании и кооперативы при условии, что такие инвестиции должны при­носить дополнительные валютные доходы, а советским компаниям разре­шалось иметь только одного иностранного партнера. Другое положение закона предоставляло страховым организациям право заниматься банков­скими операциями согласно правилам Госбанка и при условии принятия законодательства по защите интересов страхователей.

Большое развитие в различных отраслях экономики в начальный пе­риод приватизации получили совместные предприятия, которые были оформлены по Закону "Об иностранных инвестициях в СССР", принятому 24 июля 1991 г. По новому закону иностранные инвесторы могли занимать­ся любой деятельностью, которая не запрещена действующими законами СССР и его республик. Иностранные компании получили право участво­вать в совместных предприятиях, создавать филиалы и приобретать соб­ственность, включая покупку акций, земли и естественных богатств на ней, если они приватизированы и при наличии согласия трудовых коллективов.

В этот период получило развитие обязательное страхование. С 1 января 1991 г. введено обязательное страхование жизни и от несчастных случаев всего воинского персонала на действующей службе, 28 июня 1991 г. был принят Закон о медицинском страховании граждан РСФСР, который пре­дусматривал основные критерии обязательного страхования. На основе этого закона с 1 января 1993 г. в Российской Федерации введено обязатель­ное медицинское страхование (ОМС) всех граждан.

К сожалению, в этот период не были приняты законы об обязательном страховании автогражданской ответственности, ответственности товаро­производителей и экологической ответственности, а также в отношении различных видов профессиональной ответственности (адвокатов, архи­текторов, аудиторов, врачей, риэлтеров и т.д.).

В настоящее время обязательное страхование включает в себя: государ­ственное личное страхование военнослужащих, работников государствен­ной налоговой службы и таможни, судей, врачей-психиатров, работников го­сударственной лесной охраны, работников внешней разведки и госбезопас­ности, лиц, пострадавших от Чернобыльской аварии (1986 г.), и аварии на "Маяке" (1957 г.). Эти виды страхования производятся за счет государственного бюджета. Кроме того, за счет собственников опасных объектов или лиц, которые подвергаются риску, производится обязательное личное страхова­ние. К нему относится страхование работников ядерных установок (за счет собственника), детективов и охранников (за счет нанимателя), доноров (за счет средств службы крови), частных нотариусов, пассажиров (за свой счет).


Особенности российского страхового рынка


За время становления и развития российского страхового рынка про­явились некоторые черты, характерные только для этого рынка.

В начальный период с 1993 г. по 1995 г. распространился крайне опас­ный эксперимент в виде страхования ответственности за невозврат банков­ских кредитов. Многие новые страховые компании вместо того, чтобы по­степенно развивать операции по имущественному страхованию, решают сразу заработать большие деньги страхованием кредитов. Страховой надзор совершил большую ошибку, когда дал разрешение страховать подоб­ные банковские кредиты. Официально был закреплен такой непонятный вид страхования, как страхование ответственности заемщика за невозврат кредита, известный в развитых странах как страхование риска неплатежа.

Страхование риска неплатежа (non-payment risk insurance) - вид иму­щественного страхования; появился после окончания второй мировой войны в практике международного экономического сотрудничества и вне­шней торговли. В международных экономических связях значительное место занимают поставки промышленного оборудования, компенсацион­ные и экспортно-импортные сделки на долгосрочных и среднесрочных кредитах. С целью гарантии погашения кредитов в обусловленные сроки во многих случаях производят страхование экспортных кредитов, или страхование от риска неплатежа. Страхование от этого риска частные стра­ховые компании не производят. Страхование экспортных кредитов осу­ществляют специализированные учреждения и общества, обычно принад­лежащие государству или в которых государство имеет контрольный пакет акций. Так, в Великобритании страхование от таких рисков осуществляет­ся правительственным департаментом гарантии экспортных кредитов, обществом "Индемнити", корпорацией "Ллойдз"; в ФРГ — обществом " Гермес"; во Франции обществом "КАФАС". Россия в экономических от­ношениях с развитыми странами также пользуется кредитами, гарантии по которым дает правительство. Поставляя промышленное оборудование или товары по внешнеторговым сделкам в кредит, западные фирмы-кредито­ры прибегают к страхованию от риска неплатежа.

Согласно применяемым условиям страхования от риска неплатежа объектом страхования являются вытекающие из договора купли-продажи обязательства покупателя оплатить в указанный в договоре срок обусловленную сумму за полученные в кредит товары, которые являются предметом сделки. Страховщик обычно исключает из объема своей ответ­ственности случаи неплатежа или задержек в платеже, если они произошли по следующим причинам: 1) поставка товара или оказанная услуга произве­дены с нарушением условий договора (отклонение от указанных сроков, несоответствие качества, количественная недостача и т.п.); 2) условия дого­вора продажи или оказания услуг не соответствуют законодательным или другим требованиям страны-отправителя, получателя или транзита; 3) оплата не производится или не может быть произведена по мотивам, зави­сящим от страны-экспортера (например, согласно соответствующим рас­поряжениям властей, товары не приняты или приняты, но возвращаются).

Как правило, объем ответственности представляется в полной сумме, но 10—20% суммы покрытия остается на ответственности страхователя, что побуждает его принимать необходимые меры по предотвращению страховых случаев, а при их наступлении оказывать содействие в выполне­нии договорных обязательств. Важное условие договора страхования — срок ожидания платежа. Согласно этому условию, ответственность страховщика наступает не сразу после того, как по торговому договору или до­говору оказания услуг задержан платеж в обусловленное время или на ого­воренную дату, а по истечении определенного срока, например, 60 — 90 дней. Этот срок необходим, чтобы выяснить причины неплатежа и при­нять меры по их устранению. Принимая во внимание специфику страхова­ния от риска неплатежа, тарификация по нему требует индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

Последствиями такого вида страхования явились многочисленные ар­битражные процессы, скандалы, аферы, подрыв доверия к страховым ком­паниям и страховому делу в целом. Довольно быстро большинство компа­ний поняли свою ошибку и перестали заключать новые договоры по стра­хованию ответственности за непогашение кредитов из-за чрезмерно высо­кого риска.

После 1994 г. началось увлечение различными видами возвратного страхования. Многие страховщики становятся своеобразными расчетны­ми кассами по выплате зарплаты, помогая предприятиям в минимизации налогов. Это, естественно, вызвало отрицательную реакцию налоговых органов. Однако, многие страховые компании встали на ноги, используя эти схемы.

Схема работала следующим образом. Предприятие заключало на один год договор страхования своих сотрудников, а через определенное время страховая компания выплачивала застрахованному лицу ссуду. Росстрах­надзор неоднократно указывал, что получатель ссуды и заключивший до­говор должны быть одним и тем же лицом, т.е. выдача ссуд частным лицам, застрахованным за счет предприятия, противоречит действующему зако­нодательству.

В конце 90-х годов власти также пытались запретить "зарплатные схе­мы", как, например, это было в 1998 г., когда Государственная налоговая служба намеревалась обложить подоходным налогом все выплаты страхо­вого возмещения по договорам страхования жизни и имущества, которые будут включены в совокупный годовой доход, а на страховые услуги, как и на все остальные, хотели ввести 5-процентный налог с продаж. Однако по разным причинам эти планы не были реализованы.

Только 19 апреля 2002 г. Государственная Дума РФ приняла во втором чтении поправки к Налоговому кодексу, согласно которым стали обла­гаться налогом выплаты по договорам страхования жизни на срок менее 5 лет. В результате, зарплатные схемы, которые строились на базе таких до­говоров, стали невыгодными как для предпринимателей, так и для стра­ховщиков. Предприятия лишились одной возможности уводить десятки миллиардов рублей от налогов, а страховщики потеряли порядка 100 млрд. рублей — треть премий, собранных с рынка.

На протяжении 2000 — 2001 гг. налоговые органы пытались наказать страховщиков, занимающихся такими схемами. Достаточно вспомнить историю, в которую попал глава Дзержинского филиала Промышленно-страховой компании г. Нижнего Новгорода. В марте 2001 г. местные нало­говики подсчитали, что директор филиала сэкономил тамошним предпри­ятиям около 1,5 млн. руб. Суд приговорил его к 8 годам лишения свободы. Однако страховщик был, тем не менее, оправдан в середине 2001 г., но его урок хорошо усвоен всеми страховщиками.

И хотя страховщики приветствовали меры по пресечению "зарплат­ных схем", это кажется довольно странным, потому что эти схемы зани­мают большое место в деятельности многих страховых компаний. Так, если в 2001 г. весь российский рынок собрал порядка $10 млрд. и пример­но $5 млрд. из них - сборы по страхованию жизни. А если более 70% от сборов по страхованию жизни - это "серые схемы", то получается, что на легальной оптимизации налогов страховщики за 2001 г. собрали около $3,5 млрд.

Для предпринимателей страховые схемы очень выгодны, так как по­зволяют недоплачивать в бюджет львиную долю весьма высоких налогов. Операции по страхованию не облагаются ни единым социальным налогом (35,6% от фонда оплаты труда), ни налогом на добавленную стоимость (18% НДС). Вся страховая схема обходится предприятию в среднем в 8 — 12% от фонда оплаты труда. По неофициальным данным, из-за примене­ния "зарплатных схем" в 2001 г. государственный бюджет недополучил несколько десятков миллиардов долларов.

Вопрос в том, как будет осуществляться контроль за исполнением за­конодательства, согласно которому "зарплатные схемы" будут облагаться налогом. В противовес этому страховщики, наверное, придумают, как по­мочь своим клиентам, и тогда следует ожидать еще более сложные схемы.


Нормативное регулирование страхового рынка


27 ноября 1992 г. был принят Закон № 4015-1 "О страховании".

Закон регулировал отношения в области страхования между страховы­ми организациями, гражданами и предприятиями и устанавливал основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. В за­коне оговаривалось, что законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридиче­скими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на тер­ритории Российской Федерации (ст. 6). Государственный надзор за страхо­вой деятельностью призвана осуществлять Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), основная функция ко­торого — выдача лицензий на осуществление страховой деятельности, кон­троль за обоснованностью страховых тарифов и за обеспечением платеже­способности страховщиков, установление правил формирования и разме­щения страховых резервов. Росстрахнадзор был вправе требовать отчетность о страховой деятельности от страховщиков и при выявлении нарушений приостанавливать действие лицензий или отзывать лицензии. Первым ру­ководителем Росстрахнадзора был назначен Юрий Степанович Бугаев, про­фессиональный страховщик, ранее возглавлявший Госстрах РСФСР.

В конце 1996 г. функции Росстрахнадзора были переданы Департамен­ту страхового надзора Министерства финансов России, который возглавил Валерий Алексеевич Сухов, ему на смену пришел Илья Вадимович Ломакин-Румянцев, за ним с 2001 г. — Константин Иванович Пылов. Весной 2004 г. в рамках административной реформы была образована Федеральная служба страхового надзора (ФССН), руководителем которой вновь стал И.В.Ло­макин-Румянцев.

О роли страхового надзора говорит тот факт, что начиная с ноября 1992 г. до ноября 1996 г. были отозваны лицензии у 460 страховых компа­ний, а у 680 компаний были приостановлены лицензии на определенный период времени. Такие строгости, безусловно, играли большую роль при формировании способов контроля, равно как и повышения ответственно­сти отечественных страховщиков.

Позитивный вклад в разви­тие российского страхования внес Цыганов Андрей Васильевич с 1994 г. и по настоящее время занимается вопросами госу­дарственного регулирования страхового рынка в аппарате Правительства Российской Федерации. Принимал активное участие в разработке перво­очередных мер по развитию рынка страхования в Российской Федерации (1996), Основных направлений развития национальной системы страхова­ния в Российской Федерации (1998 г.) и Концепции развития страхования в Российской Федерации (2002 г.), а также целого ряда нормативных актов Правительства России и федеральных законов о страховании и негосудар­ственном пенсионном обеспечении.

Дальнейшее совершенствование страхового законодательства было вызвано политическими и экономическими изменениями в стране после 1992 г., проявившимися противоречиями между страховым законодатель­ством и правительственными постановлениями, необходимостью более широкого допуска иностранцев в связи с готовящимся вступлением Рос­сии во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

В декабре 1995 г. Госдума после 3-го чтения одобрила новую версию страхового закона, которая была разработана соответствующим комите­том Думы. В этом законе предусматривалось участие иностранного капи­тала в российских страховых организациях в размере, не превышающем 49%. Однако президент Б.Н.Ельцин наложил вето на этот законопроект, требуя его доработки в свете проводящихся экономических реформ. В со­ответствии с пожеланиями президента в течение 1996 г. действующий закон о страховании несколько раз корректировался. В декабре 1996 г. пре­зидент, рассмотрев новую редакцию закона, пришел к заключению, что обновленный закон в таком виде не нужен и будет достаточно изменить и расширить главу 48 ГК РФ, которая имеет дело со страхованием, и эта из­мененная глава устранит все противоречия страхового закона.

Однако любые изменения Гражданского кодекса требовали одобрения двух палат российского парламента, и они должны были занять много вре­мени. В конце концов, был достигнут консенсус, и 31 декабря 1997 г. пре­зидент подписывает принятый Государственной Думой и одобренный Со­ветом Федерации федеральный закон о внесении изменений и дополне­ний в ФЗ "О страховании", получивший в результате преобразований но­вое наименование — ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Фе­дерации". В законе были учтены все предложения президента. Однако ст.6, предусматривающая установление ограничений при создании иностран­цами страховых организаций в России, осталась без изменений.

В целях повышения финансовой устойчивости страховых компаний ст. 25 Закона устанавливала минимальный размер оплаченного капитала для получения лицензии на осуществление страховой деятельности: не ме­нее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда /МРОТ/ при проведе­нии видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тысяч МРОТ при проведении страхования жизни; не менее 50 тысяч МРОТ при проведении исключительно перестрахования.


Субъекты страхового рынка


Появление страхового законодательства дало толчок развитию отече­ственного страхового рынка. Некоторым компаниям уже исполнилось более 10—12 лет, что довольно много для бурного периода становления ры­ночной экономики страны.

Среди компаний этого ряда можно выделить ОАО Страховая компания "СКМ", основанная 26 марта 1992 года в г. Магнитогорске. Учредителями компании явились руководители ОАО "ММК" Грабовский А.Э., Смир­нов Е.А., ЦикуновА.Н.. Первым директором компании стал Порошин А. Н., его заместителем - Маргевич В.И. С июня 1992 г. по март 2004 г. компанию возглавляли Сергей Григорьевич Журавин, к.т.н., и его заместитель Чернен­ко В.И. Ныне компания входит в число 50 крупнейших страховых организа­ций РФ. Занимая одно из лидирующих мест на страховом рынке Уральско­го региона, она обеспечивает страховой защитой имущественные интересы предприятий производственной сферы, жизни и здоровья граждан, населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций. Количество заключенных до­говоров за 2003 г. с юридическими лицами — 5385, а застрахованных физи­ческих лиц— 106547 чел. Постоянными клиентами компании являются кру­пные градообразующие промышленные предприятия, такие как ОАО "Маг­нитогорский металлургический комбинат", ОАО "Магнитогорский метиз­но- металлургический завод", ОАО "Магнитогорский калибровочный за­вод", ОАО "КредитУралБанк", а также их дочерние и зависимые общества. "СКМ" является образующей компанией для "СКМ-Холдинга", объеди­няющего ряд компаний, осуществляющих инвестиционную, лизинговую, риэлтерскую и туристическую деятельность. Имея сеть представительств и отделений, созданных в период 1992 — 2004 гг. на территории Уральского региона, СКМ заняла достойное место на страховом рынке.

СОАО "Национальная Страховая Группа" (НСГ) - создана в апреле 1994 г., находится сегодня в первой пятерке крупнейших страховщиков России. Клиентами НСГ являются более 2000 организаций и предприятий различных форм собственности, и около 150000 физических лиц. Регио­нальные подразделения НСГ работают более чем в 20 субъектах РФ, сохра­няя высокий имидж надежности, конкурентоспособности и профессиона­лизма. Стратегия развития компании предполагает дальнейшее расшире­ние филиальной сети соответственно современным условиям и состоянию российского страхового рынка. В результате последней эмиссии акций уставный фонд компании составил 685 млн. руб. В 2004 г. НСГ стала лау­реатом Российской общественной премии в области страхования "Золотая Саламандра", единственного в своем роде знака качества страховых услуг на российском страховом рынке: в номинации "Личный вклад в развитие страхования" награжден президент НСГ Юрий Николаевич Решетняк, к.т.н., генеральный директор - Алексей Валерьевич Сазонов, к.э.н.

ОСАО "РЕСО-Гарантия" основано 18 ноября 1991 г. Это универсальная страховая компания с лицензией на 80 видов страховых услуг. Уставный ка­питал - 3,1 млрд. руб. В 2001 — 2002 годах рейтинговое агентство "Эксперт РА" присвоило компании высший рейтинг надежности А++. А в 2003 г. под­твердило выставленный рейтинг надежности страховой компании РЕСО-Гарантия — А++ ("Высокий уровень надежности с позитивными перспектива­ми"). Компания располагает разветвленной филиальной сетью — более 370 филиалов в Москве, в Подмосковье и в других регионах России. Ее страхо­вые продукты продают свыше 15000 профессиональных страховых агентов и ряд брокерских компаний. В Группу РЕСО входит ряд дочерних фирм и стра­ховых компаний. Ее президент — Сергей Эдуардович Саркисов, к.э.н.

ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант" основана в де­кабре 1992 г. Величина уставного капитала — 700 млн. руб. В 64 регионах России работают 45 филиалов, 39 отделений и представительств компании. САК "Энергогарант" входит в одноименную Страховую группу, созданную в июле 2002 г. Генеральный директор — Андрей Алексеевич Зернов, д.э.н.

Страховая Компания "Согласие" была учреждена в сентябре 1993 г. Первоначально бизнес компании был ориентирован на обслуживание предприятий, входящих в группу "Интеррос". Такой метод работы позво­лил накопить достаточный опыт в сфере обслуживания крупных пред­приятий различных отраслей — от нефтяных и металлургических компа­ний до банковских и инвестиционных институтов. По мере своего разви­тия компания вышла на открытый рынок страховых услуг. На сегодняш­ний день "Согласие" является универсальной страховой компанией, пред­лагающей около 80 видов страхования. "Согласие" входит в десятку крупнейших страховых компаний России и относится к числу ведущих компаний по страхованию транспорта, имущества предприятий и ответ­ственности. По инициативе и на базе страховой компании "Согласие" в октябре 2001 г. произошло формирование объединенной страховой груп­пы "Согласие", в которую входят 20 страховых компаний России и стран СНГ, составляя ее разветвленную филиальную сеть — 82 структурных по­дразделения. Генеральный директор - Игорь Николаевич Жук, к.э.н.

В 2002 г. АО Военно-страховая компания (ВСК) отметила 10-летний юбилей. С ноября 2001 г. ВСК предлагает свои услуги под новым торговым названием - "Страховой Дом ВСК". Компания сменила имидж в связи с изменением корпоративной философии и идеологии. Ориентация на стиль жизни клиента стало фундаментом Страхового Дома ВСК, подтвер­дившего наивысший национальный рейтинг А++ ("Высокий уровень на­дежности с позитивными перспективами"), который был присвоен компа­нии два года назад рейтинговым агентством "Эксперт РА". Генеральный директор — Цикалюк Сергей Алексеевич.

Компания "Мегарусс" основана 10 октября 1992 г. в форме закрытого ак­ционерного общества, одна из первых профессиональных перестраховочных организаций России, достаточно хорошо известная на российском и зару­бежном перестраховочном рынке. Компания стояла у истоков формирова­ния и развития российского рынка космического страхования и начинала свою деятельность с разработки страховых и перестраховочных программ для космических рисков, связанных с наукоемкими технологиями. Компания "Мегарусс-Д" учреждена в 1995 г.; с 1997 г. по финансовой устойчивости и величине собранных страховых премий по имущественному страхованию и страхованию ответственности стабильно находится среди крупнейших стра­ховых компаний России. Наличие в составе группы КБ "Старый Кремль" по­вышает эффективность деятельности страховой группы, обеспечивает удоб­ство и оперативность прохождения страховых платежей и выплат. По своим активам банк входит в первую треть банковского сегмента Российской Феде­рации. Генеральный директор СГ "Мегарусс" - Александр Акимович Цысь. Генеральный директор "Мегарусс-Д" - Игорь Вячеславович Заградка.

В 1992 г. с началом перестройки и принятием ФЗ "О страховании" на­чался процесс восстановления исторической справедливости — возрожде­ние обществ взаимного страхования. Одной из немногих компаний, кото­рые продолжили лучшие традиции взаимного страхования в России, была страховая организация НП "ОВС-Сфинкс". Первое общество взаимного страхования в России находилось в Санкт-Петербурге на Невском пр., д. 30. Создатели этого ОВС утверждают, что здесь в гармонии с окружаю­щей архитектурой в величественном центре блистательного Петербурга, в окружении четырех храмов различных конфессий легко дышать и есть простор для творческого продолжения отечественных традиций, что путь к успеху лежит через преемственность. Компания осознает свою ответствен­ность за возрождение петербургского стиля в страховании. Отныне "ОВС-Сфинкс" также находится на Невском пр., 30. С самого начала своей дея­тельности (1992 г.) компания набирала опыт по этой интересной и перс­пективной форме организации страховой защиты. Сердцем компании стал проект "Миллениум", рожденный в 2001 г. Разнообразные страховые про­граммы, примененные в проекте, сразу снискали себе большую популяр­ность среди клиентов. С ноября 2002 г. "ОВС-Сфинкс", взяв на вооруже­ние 14 страховых программ, уверенно распространяет их на все новые го­рода. На начало 2005 г. членами "ОВС-Сфинкс" стали свыше 1500 чело­век. Президент НП "ОВС-Сфинкс" — Юрий Анатольевич Привалов. Пред­седатель правления — Сергей Александрович Дегтярев.

Среди западных компаний, появившихся в последние годы, есть и та­кие, которые пытаются внедрить на отечественный рынок некоторые но­вые страховые продукты. Например, Компания SWS Saving World System, S.A., зарегистрированная в Швейцарии, но управляемая российскими ме­неджерами, довольно успешно продвигает т.н. фондовое страхование (unit-linked life insurance). Это вид страхования жизни, в котором страховая сум­ма зависит от доходности инвестиционного портфеля, состоящего из паев взаимных фондов юнитов (units). Каждая страховая премия, вносимая страхователем, состоит из двух частей: одна часть используется на форми­рование страхового фонда, связанного со страхуемыми рисками (как пра­вило, страхуется жизнь и дожитие застрахованного на определенный срок), и накопительной или инвестиционной составляющей, непосредственно инвестируемой во взаимные фонды. Преимуществами инвестиций в фон­ды являются: надежность, обеспечиваемая жестким контролем за деятельностью фондов со стороны государственных органов; снижение операци­онных расходов за счет экономии на масштабе; более широкая и профес­сиональная диверсификация вложений. Страхователь имеет право в любой момент отказаться от полиса фондового страхования; в этом случае ему вы­плачивается т.н. "выкупная стоимость" (surrender value), представляющая собой текущую стоимость паев фондов минус издержки. Здесь страховате­ли имеют возможность самостоятельно управлять своими инвестициями либо перепоручают управление профессиональным фондовым менедже­рам. Отличием фондового страхования от прямых инвестиций в том, что страховая выплата привязана к определенным событиям в жизни застрахо­ванного лица, а также гарантирует страхователю или выгодоприобретателю страховую защиту. Фондовое страхование пользуется большой популярно­стью в экономически развитых странах за счет преимуществ в налогообло­жении и большей прозрачностью по сравнению с обычными видами стра­хования. Учитывая большое будущее у накопительных видов страхования, особенно после вступления России в ВТО, опыт российских менеджеров подобных компаний окажется востребованным. Президент компании SWS - Александр Борисович Дюков.


Особенности развития основных страховых организаций в РФ с 1993 по 2003 гг.


Страховая деятельность ОАО «Росгосстрах»

Компания была образована в феврале 1992 г. ОАО «Росгосстрах» - правопреемник Госстраха РСФСР, который был создан в 1921 г.

С распадом СССР Госстрах претерпел большие изменения. Республиканские управления государственного страхования отошли в ведение независимых государств и преобразованы либо в акционерные общества, либо продолжают действовать в качестве управления государственного страхования соответствующей республики. В России Госстрах практически распался на ряд самостоятельных дочерних компаний, а Центральное Управление в Москве приняло на себя функции контроля и координации их деятельности, международной деятельности и перестрахования, обучения кадров, рассмотрения проблем, связанных с выплатой возмещения по старым договорам имущественного страхования, компенсации по договорам страхования жизни. Исчезло обязательное страхование имущественных рисков.

Сменились кадры и руководство Госстраха: многие опытные кадры ушли из Госстраха, образовав свои компании или войдя в состав других частных компаний. Вместо ушедшего из жизни видного деятеля советского периода страхового дела Л.М.Мотылева, возглавлявшего Госстрах на протяжении многих лет, ему на смену пришел Вячеслав Викторович Шахов (1938-2002), бывший начальник финансового управления одного из районов Поволжья. Он возглавлял Госстрах (затем Росгосстрах) до 1995 г. будучи одновременно заместителем министра финансов РФ. Он ушел с поста председателя правления Госстраха в связи с его преобразованием в САО «Росгосстрах», в котором государство было единственным учредителем. В.В. Шахов стал первым президентом САО «Росгосстрах».

В период его правления был сделан акцент на расширении международных связей Росгосстраха, так как в прежние времена они сводились только к участию Госстраха в конференциях страховых учреждений социалистических стран. Большую роль в этом деле сыграл тогдашний заместитель председателя правления Госстраха Л.Л. Богданов, бывший президент Ингосстраха, который имел обширные международные связи.

В этот период была достигнута договоренность о сотрудничестве в области перестрахования и подготовки кадров с бельгийской перестраховочной компанией «Ля Рошэ Ре» (дочерняя фирма американской страховой компании «Пруденшл») и с крупнейшей французской страховой компанией UAP. Росгосстраху были предоставлены проекты договоров долгосрочного страхования жизни. Соглашение о сотрудничестве было также заключено с крупнейшей перестраховочной компанией Munich Re, в результате которого Росгосстрах получил возможность передавать свои крупные риски в перестрахование этой компании и проводить обучение своих сотрудников в Германии силами ее специалистов. В начале перестройки тогдашний Госстрах совместно с итальянской страховой компанией INA создал совместное предприятие, которое занималось обучением сотрудников Госстраха.

В 1993 г. с помощью американского брокера «Джонсон Хиггинз» был разработан проект создания кэптивной перестраховочной компании на о-ве Мэн. Однако реализация проекта столкнулась с большими трудностями и не была осуществлена.

После В.В. Шахова новым президентом Росгосстраха стал Владислав Михайлович Резник, бывший руководитель санкт-петербургской страховой компании «Русь» (акционером которой является немецкая страховая компания «Альтер Лейпцигер»). У В. Резника были те же заботы, что и у В. Шахова: Росгосстрах оказался в долгу у 45 млн. частных клиентов, чьи средства обесценились из-за инфляции (на 1.03.1996 г. задолженность составила 92 трлн. руб.). По мнению В. Резника, нельзя было рассчитывать, что государство вернет эти долги. Однако «Росгосстрах» мог бы сам разобраться со своими долгами, если бы государство дало ему возможность заработать, например сделало его лидером в программах страхования федерального имущества и имущества государственных предприятий. Вполне справедливое предложение, если учитывать, какие обязательства компания могла бы исполнить.

Другая проблема касалась взаимоотношений Росгосстраха и его дочерних фирм, которые имели мизерные уставные капиталы и могли укрепить свое положение, если бы государство передало им в собственность занимаемые ими помещения или другую недвижимость, а также обеспечило хотя бы на какое-то, пусть и на определенное, время страховое поле.

Тогда же возникла и проблема приватизации Росгосстраха, которая нашла свою реализацию лишь в современных условиях. По плану В.Резника, приватизация компании должна состояться, но ей должна предшествовать реструктуризация: конечной целью преобразований является объединение 60 дочерних компаний Росгосстраха либо путем поглощения дочерних компаний с ликвидацией их как юридических лиц и преобразованием в филиалы, либо принуждением дочерних компаний перечислять часть своих резервов (около 25%) в централизованный резерв компании. Реструктуризация тем более необходима, если учесть, что требования к уставным капиталам повышаются, а у дочерних компаний на это нет средств.

На конец 1999 г. в системе Росгосстраха работали 80 дочерних компаний, 2,5 тыс. филиалов, 60 тыс. работников. Было примерно 40 млн. действующих договоров страхования. Среди дочерних компаний на первом месте по сбору премии находилась компания РГС-Подмосковье, затем РГС-Челябинск, РГС-Татарстан, РГС-Свердловск, РГС-Иваново, РГС-Нижний Новгород.

К концу 1999 г. Росгосстрах имел лицензию на проведение 79 различных видов страхования, включая такие специфические, как страхование профессиональной ответственности в медицинской деятельности, строителей, архитекторов, риэлтеров, за вред, причиненный из-за недостатков качества продукции, судовладельцев перед третьими лицами.

В период правления Резника на посту председателя правления Росгосстраха Счетная палата РФ выявила незаконное расходование государственных средств. В августе 1999 г. Счетной палатой опубликованы итоги проверки государственной компании «Росгосстрах».

Выводы Счетной палаты привели к смене его руководства. После В. Резника председателем правления Росгосстраха был назначен Валерий Алексеевич Сухов30 - бывший руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ.

К тому времени Росгосстрах контролировал более 12% национального страхового рынка в сфере добровольного страхования; однако итоги деятельности компании показывают, что у нее продолжали снижаться поступления от страховых операций.

В планах В. Сухова стояла прежняя задача объединения дочерних фирм и вступления в альянс с финансово-промышленными группами (например, со Сбербанком).

В 2000 г. на смену Сухову приходит Алексей Леонардович Головков, работавший в Комитете по бюджету Госдумы. При нем был запушен процесс приватизации Росгосстраха.

В апреле 2001 г. правительство объявило о продаже госпакетов акций 19 предприятий. Очередную распродажу, от которой государство собиралось выручить 3 млрд. руб. (300 млн. долл.), можно объяснить проблемой наполнения бюджета и проблемой выплаты по внешнему долгу. Однако, если у большинства предприятий имелись заинтересованные покупатели, готовые выложить за них приличные деньги, Росгосстрах о покупателях мог только мечтать.

Росгосстрах был оценен, по мнению А. Головкова, примерно в 80 млн. долл. Однако, поскольку компания должна платить огромные суммы по обязательствам советского периода, реальная стоимость Росгосстраха не поддается оценке.

Определенный интерес к покупке могли бы проявить, вероятно, иностранные компании, которые пока слабо представлены в России в прямом бизнесе в отличие от AIG и Allianz. Это, в первую очередь, группа ЭРГО, возглавляемая компанией Munich Re. Однако этот интерес значительно уменьшился, когда выяснилось, что ни один из крупнейших в мире аудиторов не оценивал эту компанию.

Тем не менее, выставленные на продажу 50% минус одна акция Росгосстраха заинтересовали некоторые российские финансовые структуры - возможно, в смысле приобретения известного в России брэнда.

Первый пакет из 9% акций был продан в сентябре 2001 г. Победителем аукциона стала финансовая компания «Тройка-Диалог», заплатившая за него 201 млн. руб. при стартовой цене 153 млн. руб. Правда, компания, по мнению наблюдателей, выступала от имени своего анонимного клиента (возможно, иностранного). После этого планы приватизации предусматривали продажу 16% и 25%. Но в октябре 2001 г. планы изменились; на втором аукционе будут проданы 39% акций, а судьба 2% решится после того, как станут известны имена покупателей.

В конечном счете, консорциум инвесторов во главе с компанией «Тройка-Диалог» приобрел в начале 2002 г. мажоритарный пакет в размере 39% плюс 1%. Еще 1% будет продан на аукционе.

Бывший до июня 2002 г. главой Росгосстраха Алексей Головков после смены собственника был вынужден уйти из Росгосстраха и 6 июня был избран на пост гендиректора Промышленно-страховой компании (ПСК).

22 марта 2002 г. решением внеочередного собрания акционеров Росгосстраха в должности гендиректора страховой компании был утвержден глава компании «Тройка-Диалог» Рубен Карленович Варданян (ныне председатель совета директоров ОАО «Росгосстрах»), переход которого был вызван приобретением 49% акций Росгосстраха инвестиционной компанией от имени консорциума фирм. Согласно концепции развития страховой компании, разработанной Р. Варданяном, предполагается, что до 2005 г. в Росгосстрах будет инвестировано порядка 162 млн. долл., которые пойдут на создание консолидированной отчетности по международным стандартам, совершенствование маркетинга и развитие информационных технологий, обновление продуктов, повышение квалификации персонала и агентов.

Первые 50 млн. долларов из требуемой суммы менеджменту Росгосстраха удалось привлечь без участия главного акционера - государства. Эта сумма уже израсходована на реструктуризацию собственности и реанимацию регионального бизнеса Росгосстраха. Соответственно, необходимо привлечь еще 112 млн. долларов для продолжения реструктуризации. Однако привлечь частные инвестиции в компанию, контролируемую государством, не так просто. Осуществить дополнительную эмиссию акций государство отказалось, так как в бюджете не оказалось денег на ее оплату. Поэтому в 2002 г. всерьез встал вопрос о дальнейшей приватизации Росгосстраха, что было единственным выходом для государства и самой компании.

Долгосрочная программа приватизации госимущества предусматривала продажу акций 628 открытых акционерных обществ и 435 федеральных государственных унитарных предприятий. На 2003 г. программа намечала продажу 95% от общего объема этой государственной собственности, причем первоначально Росгосстрах не попал в этот список. Однако в январе 2003 г. было сообщено, что между Минфином и Мингосимуществом была согласована продажа части оставшихся у государства акций Росгосстраха. Скорее всего, государство будет стремиться сохранить блокирующий пакет акций; кроме того, оно не может полностью выйти из капитала Росгосстраха, потому что компания продолжает осуществлять некоторые социальные функции, в том числе компенсацию через систему Росгосстраха по дореформенным полисам, которая идет до сих пор.

27 февраля 2003 г. на заседании правительства был одобрен план приватизации государственного имущества на 2003 г. В него, как и ожидалось, была включена страховая компания «Росгосстрах» - государство продает 26% минус одну акцию холдинга. Мингосимущества полагает, что эта сделка пополнит бюджет на $10 млн.

Пока 51% акций бывшего страхового монополиста принадлежит государству, а 49% - консорциуму инвесторов во главе с инвестиционной компанией «Тройка-Диалог». Первые три аукциона по продаже акций Росгосстраха, на которые выставлялись 9%, 39% и 1 % акций компании, состоялись во второй половине 2001 г. Тогда новые совладельцы заплатили за свою долю около $40 млн. Сейчас объявленная цена одной акции компании более чем в два раза ниже. Среди экспертов столь разительное изменение стоимости акций Росгосстраха вызвало множество споров. Анализ ситуации в компании показывает, что полтора года назад инвесторы сильно переплатили.

По подсчетам экспертов, Росгосстраху, чтобы выжить в рыночных условиях, необходимо провести реструктуризацию, на нее нужно, как минимум, $200 млн. инвестиций. За последнее десятилетие компания полностью утратила свои позиции в крупных городах, многие из ее филиалов абсолютно нерентабельны и неэффективны. Практически нет и единой информационной системы. Многие страховые продукты компании морально устарели. Соответственно, наивно ожидать в краткосрочной перспективе притока денег от заключения договоров страхования со средним классом.

Если государство не может вложить в компанию такие деньги и если существующая структура собственности сдерживает приток инвестиций, то приватизация - это не что иное, как вынужденная мера государства, чтобы передать управление эффективным собственникам, готовым инвестировать в компанию собственные средства. Правда, государство сохраняет за собой блокирующий пакет, что оставляет ему шанс «получить свое» через несколько лет - в том случае, когда правильные рыночные действия менеджеров и собственников Росгосстраха приведут к росту его капитализации.

Впрочем, занижение стоимости 26-процентного госпакета может оказаться всего лишь предположением Мингосимущества. Не исключено, что на конкурсе по продаже этого госпакета будет конкуренция инвесторов, что, естественно, резко повысит цену сделки. Хотя есть основания полагать, что правительственные эксперты в своих оценках стоимости пакета Росгосстраха все же близки к реальной цене сделки. Если на первых аукционах покупатели брали, по сути, «кота в мешке», то за прошедшее время они смогли четко понять, что представляет собой Росгосстрах. Поняли это и чиновники Мингосимущества.

В июле 2003 г. состоялся аукцион по пакету акций Росгосстраха, на котором победитель торгов компания «Тройка-Инвест» предложила за 26% акций сумму в 661 млн.руб. при стартовой стоимости пакета в 651 млн.руб. «Тройка-Инвест» представляет интересы консорциума инвесторов, в который кроме «Тройки-Инвест» входят иностранная финансовая группа, российская страховая компания и российская финансовая группа, названия которых не афишируются.

Компания намеревается перейти на компьютерное обслуживание и хочет объявить тендер на поставку компьютерной техники для филиалов Росгосстраха.

В 2003 г. через систему Росгосстраха началась выплата компенсаций по договорам страхования жизни. Получить компенсацию могут граждане, имеющие договор страхования жизни, родившиеся до 1945 г., а также инвалиды, бывшие узники концлагерей и некоторые другие категории граждан. По информации Росгосстраха, ожидалось, что к уже концу 2003 г. выплаты по «советским страховкам» должны были получить более 5 млн. человек, застрахованные в Госстрахе на 1 января 1992 г. Величина средней выплаты колеблется от 712 руб. до 780 руб.

Сегодня Группа компаний «Росгосстрах» представляет собой холдинг. Он включает ОАО «Росгосстрах», три крупные региональные и семь межрегиональных страховых компаний «Росгосстрах». ОАО «Росгосстрах» - единственная, которая располагает филиальной сетью, сравнимой по охвату с Почтой РФ и Сбербанком России. Общая численность сотрудников, занятых в системе Росгосстраха, превышает 60 тысяч человек. Среди них свыше 40 тысяч страховых агентов компании. Генеральный директор ОАО «Росгосстрах» - Данил Эдуардович Хачатуров.

В июле 2003 г. после поэтапной приватизации пакет в 75% минус одна акция ОАО «Росгосстрах» приобрели отечественные инвесторы, интересы которых представляет российская инвестиционная компания «Тройка-Диалог». Государство по-прежнему сохраняет блокирующий пакет акций, что обеспечивает компании высокую, почти абсолютную степень надежности. Кроме того, участвуя в деятельности компании «Росгосстрах», как системообразующей компании, государство воздействует на формирование целой отрасли экономики России.