Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Международные стандарты аудита - Основные принципы аудита. Связь МСА с национальными стандартами аудита

 

3. Основные принципы аудита финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности – это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с действующим законодательством.

Отчетность должна составляться в соответствии с МСФО и национальными стандартами финансовой отчетности. На основании МСА 200 аудитор должен нести ответственность за выражение мнения о финансовой отчетности, а руководство аудируемого лица за ее подготовку и представление.

При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, принятым МФБ: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение, следование стандартам аудита.

4. Связь МСА с национальными стандартами аудита

МФБ признает существование национальных стандартов аудита, стремится учесть различие и разрабатывает стандарты аудита, которые могут быть приняты на международном уровне. Если местные положения соответствуют МСА, то услуги аудиторов, оказанные с соблюдением национальных стандартов, автоматически приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА.

Если в России будут утверждены Федеральные правила (стандарты) соответствующие МСА, то повысится степень доверия используемой финансовой информации в отчетности, которая проверена по российскому правилу (стандарту).

Если местные положения противоречат МСА, то организации члены МФБ должны прилагать усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируется МСА.

Страны-члены МФБ, желающие принять МСА в качестве национальных, должны составить заявление, определяющее юридическую силу принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране.

Если в МСА имеются рекомендации, отличающиеся от нормативных положений, принятых в данной стране, то в пояснениях к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по аспектам не освещенным в МСА.

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности создавались в основном как аналогичные МСА.

На момент принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» имелось 37 российских правил (стандартов), которые были одобрены комиссией по аудиторской деятельности при президенте России. Из них 31 документ был утвержден на основании МСА, а остальные разработаны с учетом специфики аудиторской деятельности в России по вопросам, требующего обособленного рассмотрения.

Таблица 2

Российские правила (стандарты), не имеющие аналогов среди МСА

Наименование правила (стандарта)

Характеристика. Основные причины, обусловившие необходимость разработки правил (стандартов)

1. Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования предъявляемые к ним

Действующим документом аудитору запрещено:

1. заниматься деятельностью, не связанную с аудиторской

2. проводить проверку отчетности на предмет ее достоверности, если ранее оказывались определенные сопутствующие услуги. Правило (стандарт) определяет подробный перечень сопутствующих аудиту услуг, в том числе несовместимых с проверкой

2. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторской организации

Наличие внутренних стандартов по российскому законодательству являются основным фактором обеспечения качества аудиторских услуг.

3. Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг

Так как аудит в России находился в тот период в стадии становления, этот стандарт должен был обеспечить ясность в содержании данных видов договоров.

4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

Частично положения имеются и в международных стандартах аудита. Серьезным отличием российских правил (стандартов) является требование – предоставление информации в письменном виде.

5. Образование аудитора

Требования к образованию и повышению квалификации аудиторов в России установлены в законодательных, поэтому это правило необходимо для разъяснения вопросов организации обучения претендентов на должность аттестованных аудиторов.

6. Прав и обязанности аудиторской организации и проверяемых экономическим субъектом

Это правило регламентировано права и обязанности аудитора и аудируемых лиц, так как до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» не было уделено должного внимания

В соответствии с таблицей 2 основными причинами разработки правил (стандартов), не имеющих аналогов среди МСА, являются особенности национального законодательства «Об аудиторской деятельности».

В настоящее время усилия регулирующих органов направлены на то, чтобы закончить формирование нормативной базы российского аудита и привести ее в соответствии с МСА. Требуется разработать от 13-16 правил (стандартов) как аналогичных МСА и не имеющих аналогов. После завершения данной работы российский аудит будет претендовать на мировое признание.