Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Международные стандарты аудита - Применение МСА на этапе организации: документирование, определение уровня существенности и аудиторского риска

 

4. Организация документирования аудиторской проверки

Документация – это материалы, составляемые или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением проверки.

С помощью рабочей документации оформляются:

1) планирование и проведение аудита;

2) действия по надзору и проверки аудиторской работы;

3) аудиторские доказательства.

Форма и содержание рабочих документов регламентируется МСА 230.

Объем рабочей документации должен охватывать информацию, на основании которой другой аудитор может получить представление о проведенном аудите и причинах принятия решения аудитором.

Форма и содержание документации аудитора зависят от:

1) характера аудиторского заключения;

2) формы заключения;

3) особенностей бизнеса клиента;

4) состояния системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

5. Определение уровня существенности искажения финансовой отчетности

Комитет МСФО определяет существенность следующим образом: информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятой на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки оцениваемых в конкретных условиях их пропуска или искажения. Существенность является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация, чтобы быть полезной.

Концепция существенности представлена в МСА 320.

Оценка существенности является предметом профессионального суждения аудитора. Приемлемый уровень существенности устанавливается аудитором при разработке общего плана с целью выявления значительных искажений. Во внимание также принимается качество искажения. В результате рассмотрения аспектов финансовой отчетности в их взаимосвязи можно получить различные уровни существенности по отношению к финансовой отчетности в целом, сальдо счетов и операций. Оценка существенности и аудиторского риска после подведения итогов проверки может отличаться от показателей установленных на этапе планирования.

Согласно МСА соотношение между уровнем существенности и аудиторским риском обратное, то есть чем выше установленный аудитором уровень существенности, тем ниже риск того, что обнаруженные при проверки ошибки позволят обвинить аудитора в выдаче необъективного заключения. При планировании оценка существенности, относящаяся к отдельным сальдо счетов и к операциям, позволяет аудитору выбрать процедуры, которые в совокупности могут снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.

6. Определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента.

Стандарты и рекомендации по получению представления об аудиторском риске, системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля приведены в МСА 400, 401 и 402

Аудиторский риск – это вероятность того, что аудитор выразит несоответствие аудиторского мнения в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.

Правильное представление о риске необходимо составить для проведения планирования аудита. Три составляющих аудиторского риска:

1) неотъемлемый риск;

2) риск системы контроля;

3) риск необнаружения.

Неотъемлемый риск – подверженность сальдо счетов или операций искажениям, которые могут быть существенными при отсутствии средств внутреннего контроля.

Риск системы контроля – это риск того, что искажение сальдо счета или операций, которые могут быть существенными не будут предотвращены, выявлены или своевременно исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск необнаружения – это риск того, что аудиторские процедуры не позволяют обнаружить искажения в сальдо счетов или операциях, которые могут быть существенными.

Оценка риска системы контроля субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций.

Обслуживающая организация – это фирма, выполняющая операции по учету и контролю и подготавливающая связанную с ними отчетность или ведущая учет операций и обрабатывающая связанные с ними данные.

Аудитор должен учитывать влияние обслуживающей организации на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, исходя из следующих положений:

1) если обслуживающая организация ведет только первичный и сводный учет операций, то аудируемое лицо самостоятельно в осуществлении контроля и составление отчетности;

2) если обслуживающая организация проводит операции и составляет отчетность клиента, то клиенту следует положиться на политику и процедуры этой организации.

Если аудитор пришел к выводу о том, что на оценку риска системы контроля клиента оказывают значительное воздействие средства контроля обслуживающей организации, то он должен предпринять по отношению к ней следующие действия:

1) получить сведения о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля и оценить риск системы контроля;

2) если объем сведений не достаточен, можно предложить клиенту обратиться к обслуживающей организации с просьбой предоставить аудитору доступ к необходимой информации;

3) протестировать средства контроля клиента и обслуживающей организации.

Отчет аудитора обслуживающей организации может быть двух типов:

- тип А – заключение о пригодности структуры;

- тип В - заключение о пригодности структуры и эффективности функционирования.

Отчет типа А дает представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля обслуживающей организации, но не может быть основой для снижения аудитором клиента риска системы контроля.

Заключение типа В может быть использовано для снижения этого риска, если аудитор клиента положительно оценит характер, сроки проведения и объем тестирования.

При использовании отчета аудитора обслуживающая организация аудитору клиента не следует в аудиторском заключении ссылаться на этот отчет, так как это может быть расценено как возложение части ответственности за выводы, сделанные аудитором клиента на аудитора обслуживающей организации.