Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Международные стандарты аудита - Применение МСА на этапе организации: общие вопросы, информация о бизнесе клиента, установление условий

 

ТЕМА 2: ПРИМЕНЕНИЕ МСА НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА

1. Общие вопросы планирования аудита

В МСА 300 установлены стандарты и представлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Этот МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов.

При разработке общего плана аудитор должен принимать во внимание следующие вопросы:

1) знание бизнеса клиента;

2) понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

3) риск и существенность;

4) характер, сроки и объем процедур;

5) координация, контроль и анализ работ.

2. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента

Знание бизнеса – это общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом.

Разъяснение по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются в МСА 310. Аудитор при проведении проверки финансовой отчетности должен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявления событий операции и методов работы, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность или аудиторское заключение. Эти знания используются:

1) при оценке рисков и планировании аудита;

2) при рассмотрении аудиторских доказательств;

3) для обеспечения лучшего обслуживания клиента.

Приобретение знаний – непрерывный и взаимосвязанный процесс сбора и оценки информации, а также ее соотнесение с аудиторскими доказательствами. При повторных проверках собранная ранее информация обновляется и заново оценивается, изменения, произошедшие после последней проверки.

Источниками сведений об отрасли и субъекте являются:

1) предыдущий опыт работы с субъектом и в его отрасли;

2) беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, обзор их отчета;

3) беседы с заказчиками, поставщиками, конкурентами и т.д.

В приложении «Стандарты» имеются вопросы для рассмотрения бизнеса клиента, основные из которых приведены ниже:

1. Общие экономические факторы: общая тенденция развития, банковские процентные ставки и наличие финансовых ресурсов.

2. Отрасль: рынок и конкуренция, изменения в технологии производства, проблемы бухгалтерского учета.

3. Субъект: управление и структура собственности, деятельность субъекта, основные показатели финансовой деятельности, внешние условия, оказывающие влияние на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности, законодательство.

3. Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства

Условия договоренности об аудите согласно МСА 210 устанавливаются в письме-обязательстве «О проведении аудита».

В данном документе подтверждаются принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчета. Письмо-обязательство применимо как при аудите финансовой отчетности, так и для сопутствующих услуг. Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержании этого документа обычно раскрываются следующие аспекты:

1) цель аудита и финансовой отчетности;

2) ответственность руководства клиента за составление и представление финансовой отчетности;

3) объем аудита со ссылками на нормативные положения;

4) форма и способ сообщения результатов аудита;

5) предупреждение о наличии риска необнаружения существенных и несущественных искажений из-за различных ограничений;

6) требования свободного доступа к информации необходимой для проведения аудита.

При повторных аудиторских проверках новое письмо-обязательство составляется в следующих случаях:

1) неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;

2) пересмотр или дополнение условий договоренности;

3) изменение в составе руководящих органов субъекта или его собственника;

4) значительное изменение характера и масштаба деятельности клиента.

МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом и составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающий уровень уверенности аудитора, например, клиент, просит провести не аудит финансовой отчетности, как было установлено в письме-обязательстве, а ее обзор, при котором обеспечивается более низкий уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений.

Причины возникновения просьбы клиента по поводу изменения условий договоренности может быть обоснованными и необоснованными. К обоснованным причинам относятся:

1) Изменения обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуг. Потенциальный инвестор в течение периода аудиторской проверки пояснил клиенту аудитора, что он не требует подтверждения достоверности всей финансовой отчетности, а интересуется только реальностью формы № 2.

2) Неправильное понимание клиентом характера условия. Клиент под аудитом понимает проверку отдельного участка бухгалтерской отчетности, и это выясняется при проведении аудиторской проверки.

3) Ограничение объема договоренности, вызванное объективными обстоятельствами. Например, один из филиалов клиента превращен в самостоятельную организацию и передан другому собственнику. Вследствие этого отпадает необходимость в его проверки.

Необоснованными считаются изменения условий договоренности по причине ограничения аудита из-за неточной и неполной информации.