Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Финансовый банковский менеджмент: теоретические основы, управление финансами банка, активами и пассивами - Слияние и поглощение кредитных организаций

Индекс материала
Финансовый банковский менеджмент: теоретические основы, управление финансами банка, активами и пассивами
Объекты и субъекты финансового менеджмента
Цели и задачи банковского менеджмента
Организация финансового менеджмента
Регулирование
Информационная база финансового менеджмента
Требования к финансовой отчетности
Показатели экономического анализа, используемые в финансовом менеджменте
Планирование в системе финансового банковского менеджмента
Виды планов
Стратегическое планирование
Аналитические методы стратегического планирования
Виды банковских стратегий
Структура бизнеса-плана
Организация финансового планирования
Основные субъекты системы планирования
Факторы, влияющие на финансовые решения
Механизм управления ликвидностью
Измерение и оценка состояния ликвидности
Управление пассивами банка
Методы оценки капитала
Международные стандарты оценки капитала
Оценка и анализ достаточности капитала
Размещение собственного капитала
Управление собственным капиталом банка
Дивидендная политика
Привлеченные ресурсы банка
Методы управления привлеченными ресурсами
Управление активами и пассивами
Необходимая информация
Методы управления активами и пассивами
Содержание управления активами и пассивами
Организационная структура
Управление рисками
Слияние и поглощение кредитных организаций
Этапы и стратегии поглощения
Порядок оценки стоимости активов кредитной организации
Все страницы

 

1.2.7. Слияние и поглощение кредитных организаций

Стратегия роста компании может быть обеспечена как за счет внутренних, так и за счет внешних программ и проектов. Внутренние программы обеспечивают создание добавочной стоимости компании за счет внедрения новых технологий, новых продуктов, управленческих и других решений в существующей компании. К внешним программам можно отнести слияния и поглощения компаний.

Под поглощением понимается процесс, характеризуемый тем, что компания – объект поглощения прекращает свое существование, а компания – покупатель приобретает её активы и обязательства.

Под слиянием понимается процесс, характеризуемый объединением двух или более юридических лиц (компаний) в одно юридическое лицо. При этом объединенные компании прекращают свое существование, а их активы и обязательства переходят на баланс нового создаваемого юридического лица.

Проведенный анализ практики слияний и поглощений американских компаний показал, что для 40% американских компаний основой стратегии роста служили поглощения, для 35% - комбинированные поглощения с внутренним ростом, и только 25% компаний обеспечили рост стоимости за счет внутренних факторов, реализации внутренних программ и проектов развития. Вероятность успеха для компании-покупателя составляет 50% и возрастает, если компания-покупатель имеет сильный собственный бизнес, приобретает компании в смежном бизнесе и более мелкие компании, которые легче интегрировать в единую структуру после поглощения.

Существует три основных причины для слияния и поглощения:

1 эффект синергии,

2. экономия на налогах

3. выгоды от сделок с ценными бумагами на фондовом рынке

Эффект синергии проявляется в том, что показатели деятельности объединенной кредитной организации, образовавшейся в результате слияния или поглощения, количественно и качественно превышают простой суммарный результат отдельно работавших её частей, т.е. целое больше, чем просто сумма составляющих её частей. Применительно к стоимости компании (банка) стоимость двух объединенных компаний больше, чем сумма стоимостей каждой отдельно взятой компании. Создание дополнительной стоимости компании (банка) складывается из операционной и финансовой синергий. Операционная синергия – это дополнительная стоимость от слияния ресурсов и зависит от вида слияния. Финансовая синергия – это дополнительная стоимость, возникающая в результате диверсификации рисков и видов деятельности, налоговых преимуществ, возможностей повышения ликвидности и привлечения долгового финансирования.

Виды слияний:

1. горизонтальное: в одной сфере бизнеса с целью увеличения доли на рынке и снижения себестоимости (например, две авиакомпании, два банка и т.д.),

2. вертикальное: между звеньями одной цепочки поставщиков и потребителей (например, нефтеперерабатывающий завод покупает нефтедобывающую компанию и наоборот)

3. функциональная интеграция: слияние компаний с целью защиты от сезонных изменений на рынке (например, магазины зимнего и летнего спортинвентаря и одежды), слияния банков со страховыми компаниями.

В банковском бизнесе преобладают горизонтальные и функциональные слияния.

Экономия на налогах обеспечивается, например, при поглощении высокорентабельной компанией убыточной, при этом новая добавочная стоимость не создается, а происходит лишь перераспределение её между частным сектором и государственным.

Выгоды от операций на рынке ценных бумаг возникают, если поглощаемая компания приобретает (поглощает) компанию с недооцененными акциями.

Кроме перечисленных основных причин слияния и поглощения часто указываются такие как диверсификация, покупка с целью последующей перепродажи купленной компании по частям с прибылью, личные мотивы менеджеров и др.

Как отмечают большинство западных специалистов, диверсификация как цель слияния и поглощения не дает прироста стоимости компании, более того, может привести к снижению стоимости её акций в связи с понесенными затратами.

 

Обновлено 04.09.2012 14:55