Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Операции банков с ценными бумагами: рынок ценных бумаг, виды услуг банков, виды операций, внутренний контроль - Маржа

Индекс материала
Операции банков с ценными бумагами: рынок ценных бумаг, виды услуг банков, виды операций, внутренний контроль
Законодательные основы профессиональной деятельности банков на рынке ценных бумаг
Виды профессиональной деятельности банков на рынке ценных бумаг
Дилерская и брокерская деятельность банков
Дилерские операции банка
Виды услуг банка-брокера
Новые виды услуг банков на рынке ценных бумаг
Маржа
Интернет-трейдинг
Доверительные операции банков на рынке ценных бумаг
Сущность и содержание операций банков по доверительному управлению
Виды операций банков по доверительному управлению
Общие фонды банковского управления (ОФБУ)
Договор доверительного управления
Андеррайтинговые операции банков
Процедуры и этапы проведения андеррайтинга
Гарантийные операции банков
Учет прав депонентов на ценные бумаги
Виды депозитарных услуг банка
Классы депозитарных операций
Организация депозитарных операций в банке
Депозитарное обслуживание векселей
Организация внутреннего контроля деятельности банка
Защита служебной информации
Резерв под возможное обесценение ценных бумаг
Расчетная база резерва
Банк России на рынке ценных бумаг
Расчет экономических нормативов
Кредитные операции Банка России с использованием ценных бумаг
Все страницы

 

Маржа рассчитывается в процентах как отношение собственных средств клиента (внесенных на маржинальный счет в виде денежных средств или ценных бумаг из специального перечня) к рыночной стоимости обеспечения под заимствованные средства (обеспечением кредита являются все активы клиента на маржинальном счете).

Для того чтобы при резких колебаниях курса ценных бумаг стоимость обеспечения не оказалась ниже размера заимствованных средств, введены нормативные уровни маржи:

  • первоначальная маржа – уровень маржи, дающий право начать операции по маржинальному счету;
  • критическая маржа, или маржа поддержки – минимальный уровень маржи, который необходимо поддерживать на маржинальном счете.

Если фактическая маржа опускается ниже критической (в результате падения цен на ценные бумаги, внесенные на счет в качестве собственных средств), брокер предъявляет клиенту требование вернуть ее на нужный уровень. Клиент должен либо сделать дополнительный взнос (в виде денежных средств или ценных бумаг), либо реализовать часть обеспечения. В противном случае брокер осуществляет принудительную продажу клиентских активов в размерах, необходимых для повышения маржи.

Несмотря на свой повышенный внутренний уровень рискованности, маржинальная торговля является одним из активных финансовых инструментов, используемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Предоставление услуг по маржинальной торговле представляет интерес не только для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Привлекательность операций по покупке/продаже ценных бумаг с использование маржи для инвесторов состоит в следующем:

Ø возможность осуществления покупки ценных бумаг с частичной оплатой своими средствами;

Ø возможность использования «плеча» как инструмента повышения доходности операций;

Ø возможность вывода части средств из состава обеспечения при избыточной марже и др.

6.2. Риски маржинальной торговли

Основные риски при осуществлении маржинальной торговли следующие:

  • риск использования неверной прогнозной модели изменения рыночных котировок;
  • риск неверного выбора ценных бумаг для осуществления маржинальной торговли (ценные бумаги, имеющие низкую ликвидность при резких колебаниях рыночных цен и высокой волатильности рынка, могут быстро обесцениться);
  • риск неверного выбора структуры обеспечения при осуществлении маржинальной торговли (значительная доля одной ценной бумаги в структуре обеспечения может привести к тому, что при попытках ее реализации ценные бумаги могут существенно упасть в цене и потерять ликвидность);
  • риск неверного установления нормативных значений исходного и критического уровней маржи (при резких колебаниях рыночных котировок стоимость обеспечения может упасть настолько, что не обеспечит покрытие долгов клиента);
  • риск, связанный с необходимостью обеспечения оперативного контроля брокера за значением текущей маржи клиентов, а также оперативного внесения клиентом средств для поддержания требуемого уровня маржи;
  • законодательный риск, связанный с отсутствием четкого законодательного регулирования маржинальной торговли.

Риски, возникающие в процессе организации маржинальной торговли не снижают ее преимуществ по сравнению с обычным брокерским обслуживанием:

  • возможность покупать ценные бумаги с частичной оплатой;
  • возможность использования «плеча» – покупка большего количества ценных бумаг, чем позволяли бы средства на счете;
  • возможность вывода части денежных средств со счета, если фактическая маржа превышает первоначальную.

Однако у маржинальной торговли есть и свои недостатки, о которых банки-брокеры обязаны предупредить своих потенциальных клиентов:

Ø инвестор, при неправильном прогнозе движения рынка, может получить гораздо больший убыток, чем если бы он работал только с собственными денежными средствами;

Ø необходимость поддержания фактической маржи выше критической требует продажи части активов, что ведет к фиксации убытков по некоторым сделкам и затратам на комиссионные;

Ø сумма процентов за заимствованные средства, а для физических лиц еще и сумма начисленного подоходного налога за совершенные сделки, может также превысить доходы по операциям.

С целью минимизации рисков в постановлении ФКЦБ №03-37/пс установлены нормативы R1 и R2, которые можно сравнить с банковскими нормативами Н7 – риск по крупным заемщиками и Н6 – риск на одного заемщика.

 

Обновлено 04.09.2012 14:46