Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Ревизия и аудит. Часть3 - Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования ТМЦ и расхода их при выбытии (2)

Индекс материала
Ревизия и аудит. Часть3
Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования ТМЦ и расхода их при выбытии
Контроль полноты, своевременности и правильности оприходования ТМЦ и расхода их при выбытии (2)
Контроль операций по учету готовой продукциии и ее реализации
Контроль операций по учету готовой продукциии и ее реализации (2)
Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету ОС и НМА
Задачи и порядок контроля хозяйственных операций по учету ОС и НМА (2)
Контроль состояния, хранения и сохранности ОС
Контроль операций по поступлению и выбытию ОС
Контроль операций по поступлению и выбытию ОС (2)
Контроль правильности переоценки ОС, начисления их амортизации
Контроль операций по ремонту ОС
Контроль операций по учету НМА
Нормативные документы, используемые при проверке хозяйственных операций по учету ОС
Нормативные документы, используемые при проверке хозяйственных операций по учету ОС (2)
Нормативные документы, регламентирующие оплату труда на предприятии
Нормативные документы, регламентирующие оплату труда на предприятии (2)
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства, штатной дисциплины, тарификации и нормирования труда
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства (2)
Проверка соблюдения действующего трудового законодательства (3)
Проверка правильности применения расчета ЗП за неотработанное время
Проверка правильности удержаний из заработной платы
Проверка правильности удержаний из заработной платы (2)
Проверка ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда
Проверка ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по прочим операциям
Все страницы

Следующий этап аудита – проверка операций по отпуску материалов. При этом в первую очередь необходимо проверить отпуск материалов в производство и обоснованность их списания на затраты.

Под расходом материалов понимается их непосредственное потребление в процессе производства. Поэтому внутреннее перемещение материалов не должно отражаться в учёте как их расход. Необоснованное списание материалов на затраты приводит к завышению себестоимости продукции и занижению налогооблагаемой прибыли. Поэтому расход материалов должен подтверждаться соответствующими документами (лимитно-заборные карты и др.). Если на предприятии применяются нормы расхода материалов, то необходимо проверить правильность учёта отклонений от норм. Так, если достигнута экономия по сравнению с нормами, то на себестоимость должен относиться фактический расход, а не нормативный; если допущен перерасход, то он, как правило, должен списываться на затраты с разрешения руководителя, для каждого случая перерасхода должны быть представлены объяснения материально ответственных лиц.

Необходимо убедиться, не списывают ли материальные ценности на затраты производства без предварительного их оприходования и без оформления по ним расходных документов и на объекты социально-культурного назначения. В последнем случае они должны списываться за счёт прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Фактическая себестоимость материалов, израсходованных в производство, должна определяться в соответствии с методом, выбранным в учётной политике (ФИФО, ЛИФО, средняя себестоимость).

Часто допускаются ошибки при списании отклонений от учётных цен. На предприятии должен производиться расчёт процента отклонений как отношение остатка по счёту 16 на конец месяца к стоимости поступивших материалов по учётным ценам в сумме с остатком на начало месяца. В случае превышения фактической стоимости материалов над их учётной ценой (т.е. имеет место перерасход, дебетовый остаток по счёту 16) составляется проводка: Дебет сч. 20, 23, 26, Кредит сч. 16 (отклонения списываются на те же счета, что и материалы; суммы отклонений определяются умножением учётной стоимости израсходованных материалов на процент отклонений).

Если фактическая себестоимость материалов ниже их стоимости по учётным ценам (т.е. имеется экономия, сальдо по счёту 16 кредитовое), то составляется сторнировочная запись: Дебет сч. 20, 23, 26, Кредит сч. 16.

Сальдо по счёту 16 покажет отклонения, относящиеся к материалам в запасе. При составлении баланса сальдо по счёту 16 отдельно не показывается, а присоединяется к счёту 10 без корреспонденции на счетах бухгалтерского учёта, чем обеспечивается отражение в балансе производственных запасов по фактической себестоимости заготовления (учётная цена плюс отклонения).

Часто на предприятиях производят замену одного вида материала другим, причём менее дешёвым (это бывает в строительном, железобетонном, деревообрабатывающем и других производствах). Причины замены, как правило, никакими документами не оговариваются, а если производятся лабораторные анализы заменённых материалов (например, цемент одной марки заменяют на другую марку), то их результаты в большинстве случаев никем не утверждаются. Такого рода нарушения приводят не только к ухудшению качества выпускаемой продукции, но и к хищениям дефицитных материалов.

Если проверяющему, не знакомому с технологией производства изделий, трудно самому выявить нарушения, а сомнения в законности таких операций есть, он должен пригласить специалистов-экспертов.

Если материалы получены сотрудниками, то необходимо проверить стоимость реализации и внесение денег в кассу предприятия. При реализации ниже отпускных цен разница в стоимости подлежит налогообложению. Если был акт дарения, премирования материальными ценностями, то должен быть приказ, распоряжение с удержанием подоходного налога и отчислений в Пенсионный фонд.

При реализации материалов на сторону проверяется наличие накладных, доверенностей, оценка стоимости реализации, поступление выручки от реализации в полном объёме на расчётный счёт или в кассу предприятия с соблюдением установленного лимита расчётов наличными. Во многих организациях самостоятельно систематически проводят уценку материальных ценностей с отнесением разницы в ценах на убытки (счёт 80).

В ходе проверки нужно также проконтролировать тождество данных аналитического, синтетического учёта и отчётности. Для этого проверяется точность арифметических расчётов, правильность переноса оборотов и остатков по счетам в регистры синтетического учёта, Главную книгу, отчётность.

Схема взаимоувязки показателей учета товарно-материальных ценностей для конкретного предприятия зависит от применяемой формы учёта (автоматизированная, журнально-ордерная, мемориально-ордерная).