Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Финансовый банковский менеджмент: управление ликвидностью, прибылью, финансовым состоянием банка, рисками - Меры по предупреждению несостоятельности (банкротств)

Индекс материала
Финансовый банковский менеджмент: управление ликвидностью, прибылью, финансовым состоянием банка, рисками
Теории управления банковской ликвидностью
Способы и методы управления ликвидностью
Механизм управления ликвидностью на основе денежных потоков
Управление инвестициями
Формирование инвестиционного портфеля и управление им
Анализ ценных бумаг, оценка портфеля
Управление кредитом
Стратегическая позиция банка
Управление кредитным процессом
Управление рисками
Классификация рисков
Рекомендации XV Международного банковского конгресса
Рекомендации Банку России
Рекомендации кредитным организациям
Пруденциальные нормы Банка России
Методы анализа и оценки банковского риска
Цели, задачи и методы управления банковскими рисками
Методы управления рисками
Внутрибанковская система управления рисками
Международный опыт управления банковскими рисками
Управление прибылью банка
Факторный анализ процентных доходов и расходов банка
Влияние процентной политики на доходность операций банка
Расчет внутренней стоимости банковских услуг. Управление маржой
Порядок формирования прибыли банка
Модели формирования прибыли
Показатели рентабельности деятельности банка
Анализ системы финансовых коэффициентов
Влияние современного российского налогового законодательства
Дивидендная политика
Управление финансовым состоянием банка
Причины финансовых затруднений у банков
Правовые и экономические основы финансового оздоровления кредитных организаций
Меры по предупреждению несостоятельности (банкротств)
Управление кредитной организацией в процессе финансового оздоровления
Реструктуризация активов и обязательств
Программа реструктуризации кредитной организации
Ликвидация банков
Все страницы

 

2.7.4. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротств).

Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) банков определены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и включают финансовое оздоровление кредитной организации, реорганизацию в форме слияния или присоединения; введение временной администрации по управлению кредитной организацией. Принятие мер, предупреждающих несостоятельность (банкротство) кредитных организаций может быть инициировано банками на основе разработки планов санации, которыми обычно предусматривается оказание финансовой помощи со стороны собственников или иных заинтересованных лиц, изменение структуры баланса кредитной организации или иные меры, реализация которых сопровождается изменением организационной структуры.

Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации могут включать введение временной администрации, которая может быть назначена либо по требованию Банка России, либо на основе предложения Совета директоров банка.

Основания для назначения временной администрации определены в нормативных документах Банка России. К числу таких мер относится реорганизаций в форме слияния или присоединения. Кредитные организации имеют при этом возможность осуществлять процедуры финансового оздоровления самостоятельно и принимать действенные меры на ранних стадиях возникновения проблем. Основания, порядок и формы проведения мероприятий по предупреждению несостоятельности кредитных организаций определены нормативными документами Банка России.

Одним из центральных вопросов восстановления финансового положения кредитной организации является разработка мероприятий по выводу банка из кризиса и оценка реальности их выполнения. Планы санации оцениваются органом надзора на основе выявления реального финансового положения кредитной организации с точки зрения возможности восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития.

Анализ финансового состояния позволяет оценить возможность восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации, поскольку планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению должны покрыть недостаток собственного капитала и ликвидных средств. При оценке реальности и эффективности мероприятий по восстановлению финансового состояния особое внимание уделяется следующим вопросам:

- соответствие выработанных мероприятий требованиям действующего законодательства и срокам их выполнения,

- правильность юридического оформления документов, составленных учредителями (участниками) и другими инвесторами, реальность намерений указанных лиц,

- эффективность мероприятий по сокращению затрат административно-хозяйственного характера,

-достаточность технических и финансовых возможностей для повышения доходности операций,

- реальность реализации активов кредитной организации,

- надежность мероприятий по взысканию дебиторской задолженности.

Реальность мероприятий по финансовому оздоровлению оценивается и с точки зрения их соответствия дальнейшему устойчивому развитию кредитной организации, в т.ч. с позиций конкурентоспособности кредитной организации (персонал, объем и качество услуг, технологии), наличия устойчивых источников дохода, выполнения пруденциальных норм деятельности, устойчивости клиентской базы, заинтересованности собственников банка в его развитии.

Как свидетельствует практика, механизм реализации мероприятий, разрабатываемых банками, оказывается нередко недостаточно эффективным по ряду причин объективного и субъективного характера. Прежде всего, необходимо выделить неподготовленность менеджмента к управлению кредитной организацией, находящейся в стадии финансового оздоровления. Немаловажно и другое. Менеджмент банка оказался не готов к инициированию мероприятий по финансовому оздоровлению, поскольку рассматривал его как процедуру санации. Обращение в Банк России с предложением по осуществлению комплекса мер по финансовому оздоровлению банка на ранних стадиях возникновения проблем означало для управляющих признание собственных ошибок.

К причинам недостаточно эффективного функционирования механизма предупреждения банкротства кредитных организаций следует отнести незавершенность формирования нормативно-правовой базы. В этой связи Банк России в настоящее время ведет активную работу по уточнению порядка составления планов мероприятий по финансовому оздоровлению, оценке их реальности, регламентации объема предоставляемой отчетности, степени раскрытия значимой информации для оценки финансового состояния и перспектив деятельности, а также расширения полномочий менеджмента. В то же время, при все важности совершенствования методологического обеспечения для проведения мероприятий по финансовому оздоровлению, следует подчеркнуть существование не менее серьезной проблемы – антикризисного управления.

Содержание требования о применении плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации зависит от итогов его рассмотрения. Если территориальное учреждение Банка России признало план мер по финансовому оздоровлению реальным, то кредитной организации предписывается его выполнить в полном объеме и в установленные сроки; если требующим доработки, то кредитной организации по усмотрению территориального учреждения Банка России могут быть предъявлены требования о доработке и представлении плана по финансовому оздоровлению либо о реорганизации кредитной организации. Одобренные планы финансового оздоровления кредитной организации подвергаются контролю, который имеет особенности.

Контроль осуществляется с использованием количественных и качественных показателей, таких, как оценка выполнения кредитной организацией ежемесячных показателей деятельности, достижение которых планируется в результате проведения мероприятий по финансовому оздоровлению, доведение пруденциальных норм деятельности до уровня, установленного нормативными актами Банка России, выполнение (невыполнение) мероприятий, предусмотренных планом мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

 

Обновлено 04.09.2012 14:56