Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Ревизия и аудит. Часть 2 - Методические приемы документального контроля (2)

Индекс материала
Ревизия и аудит. Часть 2
Подготовка и порядок проведения ревизии
Права и обязанности работников контролирующих органов
Порядок оформления результатов ревизии
Порядок оформления результатов ревизии (2)
Порядок оформления результатов ревизии (3)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (2)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (3)
Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте ревизии (4)
Экономическая ответственность по результатам проведения ревизии
Экономическая ответственность по результатам проведения ревизии (2)
Предмет и объекты ревизии и аудита
Предмет и объекты ревизии и аудита (2)
Метод и приемы ревизии и аудита
Методические приемы документального контроля
Методические приемы документального контроля (2)
Приемы и способы фактического контроля
Приемы и способы фактического контроля (2)
Контроль кассовых операций
Контроль кассовых операций (2)
Контроль операций по счетам в банке
Контроль денежных документов, переводов в пути и ценных бумаг
Контроль расчетов с подотчетными лицами
Контроль расчетов с подотчетными лицами (2)
Контроль расчетов с подотчетными лицами (3)
Контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям
Контроль прочих расчетов и кредитных операций
Все страницы

При контрольных сличениях остаток на начало проверяемого периода вместе с документируемым приходом должен быть равен документируемому расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода. Начальные и конечные остатки обычно базируются на данных инвентаризационных описей.

Контрольные сличения применяются преимущественно там, где ведется учет материальных ценностей по наименованиям без указания сортов, марок, номеров и других признаков, имеющих особую цену, при запущенности аналитического учета по отдельным сортам, маркам, номерам материальных ценностей и во всех случаях, когда отдельные предприятия прибегают к суммовому учету материальных ценностей.

Контрольные сличения находят широкое применение для проверки правильности оприходования и списания в расход отдельных сортов материальных ценностей, достоверности аналитического учета и т. д.

Обратная калькуляция (обратный счет) используется для проверки величины необоснованного списания сырья на производство при выпуске определенного вида готовых изделий. Сущность этого методического приема состоит в том, что по фактическому выпуску готовых изделий исчисляется расход сырья в соответствии с установленными нормами за меж-инвентаризационный период, который сопоставляется с фактически произведенными списаниями сырья по первичным документам за это же время. В результате этого устанавливают факты незаконного списания сырья и материалов на производство.

В некоторых случаях возникает необходимость проверки правильности списания сырья, материалов по выпуску готовых изделий в связи с уточненными нормами затрат по заключению специальной экспертизы о действительных затратах сырья и материалов. В этом случае фактически выпущенное количество изделий за изучаемый период умножается на разность между фактически списанным сырьем на единицу изделия и реальными нормами согласно заключению специальной экспертизы.

При применении проверки документов по данным корреспондирующих счетов можно выявить документы, по которым совершены незаконные, нецелесообразные операции и в ряде случаев выявить злоупотребления. Это может выражаться в неверной корреспонденции счетов, несоответствии записей в регистрах бухгалтерского учета приложенным документам, отсутствии бухгалтерских проводок, свертывании сальдо по отдельным счетам, повторении корреспонденции в одинаковых суммах по одному и тому же документу, в не обоснованных документами сторнировочных и дополнительных записях на счетах бухгалтерского учета.

Среди методических приемов проверки документов особое место занимает аналитическая (счетная) проверка отчетности и балансов. Посредством этого приема изучается обоснованность показателей отчетности и балансов данными аналитического и синтетического учета, согласованность показателей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса в регистрах бухгалтерского учета и первичных документах.

Этот методический прием обычно применяется в сочетании с другими приемами контроля, что позволяет осуществить не только техническую (счетную) проверку бухгалтерской отчетности и балансов, но и изучить состояние расчетных взаимоотношений с финансовыми органами по платежам налогов и сборов в бюджет, с банками по краткосрочному и долгосрочному кредитованию, а также с другими предприятиями и учреждениями по различным расчетам.

Кроме того, аналитическая (счетная) проверка отчетов и балансов позволяет провести подготовительную работу по подбору и систематизации отчетных материалов для выполнения аналитических расчетов, связанных с оценкой финансового состояния предприятия.

При изучении финансовых результатов и состояния сохранности имущества предприятия широко используется сравнение. С его помощью фактические данные, отраженные в отчетности, сопоставляются с базисными периодами, плановыми, нормативными и другими показателями.

Для изучения финансовых результатов, приведенных в балансе и отчетности, и раскрытия качественной их стороны используются относительные величины, выраженные в коэффициентах, индексах, процентах.

В ряде случаев аудит и ревизия связаны с изучением большого потока документации и бухгалтерских записей. Поэтому проверка документов и записей в учетных регистрах не может быть сплошной на всех участках производственно-хозяйственной деятельности. В условиях большого потока документации и бухгалтерских записей возникает необходимость в выборочном изучении документов и бухгалтерских записей в учетных регистрах. В практической работе аудиторы и ревизоры используют различные варианты несплошной проверки документов: проверку части документов за изучаемый период, проверку однородных операций за несколько месяцев, за последний месяц каждого квартала, за последний квартал или даже за последние два месяца.

Наиболее приемлемым является первый вариант. В этом случае риск сводится к минимуму, так как вероятность ошибки может оказаться незначительной. Вначале производятся разбивки документов на однородные группы в зависимости от содержания и места их совершения. Затем производится отбор документов по заданному интервалу выборки. Предположим, что объем исследования операций по расчетному счету за проверяемый период составляет 750 выписок банка с приложенными к ним оправдательными документами. Заранее нами запланирован интервал выборки в 100 единиц. Если на учет взяли первую единицу 50, то в дальнейшем должны быть проверены выписки банка со всеми приложенными документами через каждый интервал в 100 единиц: 150, 250, 350 и так до конца всей совокупности.

Если в результате проверки выписок банка ошибки не будут обнаружены, аудитор или ревизор решает сам, что он предпримет в дальнейшем: либо будет верить в безгрешность внутреннего аудита и оставит без проверки остальные документы по движению средств на расчетном счете, либо продолжит дальнейшую проверку, снизив интервал выборки. Надо иметь в виду, что чем меньше интервал выборки, тем больше фактор достоверности совершенных операций.

Если в результате выборки документов по интервалу будут выявлены ошибки, следует потребовать от администрации перепроверки всех выписок банка и внесения соответствующих исправлений в регистрах и счетах бухгалтерского учета.